Все новости
Второй подвид "омикрона" вызывает симптомы чаще первого.
Второй подвид "омикрона" вызывает симптомы чаще первого.
Второй подвид "омикрона" вызывает симптомы чаще первого.
Второй подвид "омикрона" вызывает симптомы чаще первого.
Второй подвид "омикрона" вызывает симптомы чаще первого.
Пандемия COVID-19

Второй подвид "омикрона" вызывает симптомы чаще первого. Главное о коронавирусе за неделю

© EPA-EFE/ANDY RAIN
О различиях "омикронов" BA.1 и BA.2, вакцинах и постковидном синдроме, странностях с возбудителями других болезней — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ

Если сравнить инфекции, вызванные разновидностями варианта коронавируса "омикрон" BA.1 и BA.2, то последние чаще протекают с симптомами, этих симптомов в среднем больше, и они сильнее мешают жить обычной жизнью. Таковы результаты опросов пациентов в Великобритании. Об исследовании пишет Ars Technica.

Оптимисты надеются, что со временем SARS-CoV-2 "смягчится", ведь вирусам якобы невыгодно причинять страдания своим хозяевам. Когда появился "омикрон" BA.1 (тот, что был обнаружен на юге Африки в конце ноября 2021 года), из-за которого заразившиеся относительно редко попадают в больницу и умирают, многие решили, что новый вариант подтверждает эту закономерность. Исследование, проведенное в Великобритании, заставляет в этом усомниться. Впрочем, о госпитализациях и смертях в исследовании речи нет. 

Ученые обработали данные недавно свернутого проекта REACT-1: раз в четыре — шесть недель случайно выбранных британцев проверяли на коронавирус и просили заполнить анкету с вопросами о 26 симптомах COVID-19. В распоряжении была информация, полученная с июня 2020 по март 2022 года. В общем счете набралось 1,54 млн человек, из них у 17,4 тыс. обнаружен SARS-CoV-2, а у 10,7 тыс. — конкретно "омикрон".

  • По доле заразившихся, у которых в течение недели до теста появились симптомы, варианты расположились так: "омикрон" BA.2 — 76%, BA.1 — 70%, "дельта" — 64%, "альфа" — 55%, предковый вариант из Уханя — 45%.
  • По среднему числу симптомов: BA.2 — шесть, BA.1 и "дельта" — 4,6, "альфа" — 3,4, предковый вариант — 2,7.
  • По доле заразившихся, которым симптомы сильно мешали: BA.2 — почти 18%, BA.1 — 11%, "дельта" — 10,5%. По другим вариантам данных не было. В подгруппе из 4,8 тыс. человек, получивших три дозы вакцины и заразившихся одной из разновидностей "омикрона", с BA.2 жаловались на 64% чаще, чем с BA.1.
  • Потеря или нарушение обоняния и вкуса чаще встречались с предковым вариантом, "альфой" и "дельтой". Для инфекций, вызванных обеими разновидностями "омикрона", были более характерными симптомы простуды и гриппа: боль в груди, сильная утомляемость, насморк, мышечная и головная боли, чихание, жар, озноб, усталость, заложенность носа.

Похоже, вакцины плохо защищают от постковидного синдрома

У перенесших COVID-19 часто остаются те или иные симптомы. Крупное исследование показало, что вакцинация снижает этот риск всего на 15%. О работе рассказывает Nature.

Постковидный синдром, или "долгий ковид", определяют по-разному: учитываются разные симптомы и разное время после выздоровления от COVID-19. Отличаются и оценки того, насколько широко распространен этот синдром. По одним данным, проблема затрагивает до 30% заразившихся, по другим — всего 7% (правда, с сильным разбросом в зависимости от тяжести перенесенного COVID-19).

Последняя оценка получена по результатам анализа медицинской базы американского Министерства по делам ветеранов. Эта же база использована в новом исследовании. Ученые проверили записи за 2021 год: о 34 тыс. человек, заразившихся после вакцинации, 113 тыс. человек, которые не привились и заразились, и 13 млн тех, кто не болел.

Оказалось, что вакцинация снижает риск развития постковидного синдрома только на 15%. В прошлых, менее крупных исследованиях этот показатель был выше. Например, в одном из них поучаствовали 1,2 млн человек: у тех, кто получил две дозы вакцины, долговременные симптомы болезни оставались вдвое реже. В новой работе также сравнивали типы и тяжесть симптомов — разница между привитыми и непривитыми не обнаружилась.

У исследования есть ограничения. Во-первых, в нем не учтены другие факторы риска: состояние здоровья до COVID-19 и т.п. Во-вторых, в выборку не попали те, кто заразился "омикроном" и его разновидностями. Тем не менее полученные результаты говорят о том, что без ограничительных мер вроде ношения масок люди остаются уязвимыми перед постковидным синдромом, а само это явление нуждается в изучении, ведь пока нет ни внятного определения, ни тестов, ни терапии.

Как пандемия влияет на другие инфекционные болезни

COVID-19 нарушил привычный порядок вещей не только для людей, но и для возбудителей других болезней. На третий год пандемии многие страны отменили все или почти все ограничения, и теперь вирусы преподносят сюрпризы. Об этом рассказывает STAT.

В начале статьи приведены несколько странностей:

  • В две прошедшие зимы заболеваемость гриппом была на рекордно низком уровне (видимо, речь о США), а в мае число госпитализаций резко выросло, что необычно для этого времени года.
  • Дети стали часто болеть гепатитом в тяжелой форме. Судя по всему, хотя бы часть случаев вызвана аденовирусом серотипа 41, из-за которого, как правило, бывают разве что симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта.
  • Прошлым летом и в начале осени в США и Европе случились крупные вспышки из-за респираторно-синцитиального вируса — одного из возбудителей простуды, который в другие годы дает о себе знать в основном зимой.
  • В странах по всему миру выявлены случаи оспы обезьян, которую прежде за редкими исключениями выявляли только в Западной и Центральной Африке.

Вирусы не изменились, но люди стали другими. Из-за ограничений, действовавших во время пандемии, меньше людей выработало иммунитет к всевозможным болезням. Так как уязвимых людей теперь больше, вспышки могут возникать там, где они раньше не случались, и быть крупнее, чем прежде. О некоторых возбудителях мы узнаем, что они порождают проблемы, о которых мы раньше не догадывались (возможно, аденовирус серотипа 41 и гепатит — как раз такой случай).

Разница может быть особенно выраженной с болезнями, передающимися среди детей. Детсады и школы долго были закрыты, поэтому дети реже контактировали с другими людьми (а те вдобавок часто были в масках). У родившихся во время пандемии защита может быть слабее обычного потому, что они не получили антитела от матери, ведь беременные женщины тоже реже виделись с людьми и реже болели. Вдобавок некоторые дети пропустили плановую вакцинацию.

Врачи и ученые опасаются, что осенью среди детей может случиться вспышка миелита, который вызывает, предположительно, энтеровирус D68. Раньше вспышки происходили с интервалом два года: в 2014, 2016, 2018 годах. Но ни в 2020-м, ни в 2021-м их не было. Эксперты опасаются, что в этот раз она может быть крупнее обычного, и рекомендуют подготовить систему здравоохранения.

Из-за того, что приобретенный иммунитет ослаб или вообще не выработался, болезни могут протекать тяжелее обычного. Но проблема еще и в том, что иногда тяжесть зависит от возраста: чем позже болеешь, тем хуже переносишь. В этом плане пандемия тоже сказалась.

Наконец, с отменой ограничений люди не просто вернулись к привычной жизни, но и наверстывают упущенное. Это повышает риск заразиться.

Впрочем, странности с инфекционными болезнями должны закончиться. Люди переболеют, и за несколько лет мы и патогены придем к новому равновесию.

Подготовил Марат Кузаев