Специалисты разошлись во мнениях о причине гибели гекконов на "Фотоне"

"По большому счету никто не понимает, почему они погибли. Потому что в контрольном эксперименте на Земле, где были те же условия, что и на борту, животные остались живы", - заявили в РАН
Геккон. Архив ИТАР-ТАСС/ЕРА/ JULIAN SMITH
Геккон. Архив
© ИТАР-ТАСС/ЕРА/ JULIAN SMITH

МОСКВА, 26 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Специалисты разошлись во мнениях о причине гибели гекконов на российском научном космическом спутнике "Фотон-М" из-за низкой температуры.

"По большому счету никто не понимает, почему они погибли. Потому что в контрольном эксперименте на Земле, где были те же условия, что и на борту, животные остались живы. Единственное, что можно предположить, - это совокупность факторов плюс сам космический полет, который оказался для них непереносим. Это низкая температура в первую очередь, хотя на Земле они ее выдержали. Плюс влияние невесомости - поведение животных изменилось", - сообщил ИТАР-ТАСС замдиректора Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Владимир Сычев.

Почему на "Фотоне" упала температура

По его мнению, температура на "Фотоне" упала, потому что аппарат был в тени, закрыт солнечными батареями. "Есть небольшое объяснение, связанное с тем, что на Земле в аппаратуре есть зона обогрева, где могут находиться животные, чтобы иметь температуру выше. На Земле гекконы находились в этих зонах. В полете они находились в своих убежищах и в эти зоны не садились. Может быть, это сыграло роль", - считает представитель ИМБП.

Он подчеркнул, что никакого скачка давления на "Фотоне" не было, оно было постоянно в норме. "Технического сбоя тоже никакого не было, с аппаратом и с аппаратурой все было нормально", - отметил Сычев.

Гекконы не могли погибнуть из-за падения температуры

В свою очередь, руководитель эксперимента с рептилиями, научный сотрудник Института морфологии человека РАМН Сергей Савельев сообщил ИТАР-ТАСС, что гекконы не могли погибнуть из-за падения температуры, поскольку никаких изменений в этом плане не было.

"Температура на борту была такая же, как и у гекконов в контрольном эксперименте на Земле. Рептилии на Земле выжили при этой температуре, на "Фотоне" гекконы тоже выжили бы при этих условиях. Температура не является причиной", - сказал он.

По его мнению, эксперимент по размножению гекконов в условиях космоса удался бы, если бы он был проведен раньше. "Рептилии плохо размножаются ближе к осени. Им нужен половой цикл. А гекконы из контрольного эксперимента на Земле сбросили яйца, потому что мы заранее их оплодотворили для того, чтобы спасти ситуацию", - пояснил Савельев.

Гекконы могли погибнуть от удушья

Гекконы могли погибнуть от гипоксии, считает Савельев. Он отметил, что одна из версий гибели гекконов на спутнике "Фотон", которая озвучивалась ранее, - скачок давления. Савельев уточнил, что скачок был с понижением давления. "Есть гистологические признаки, которые показывают, что капилляры были забиты эритроцитами, легкие сжаты, - рассказал ученый. - Это может быть очень быстрый и небольшой скачок".