Ученые: гекконы на спутнике "Фотон" погибли от скачка давления

В пользу этой версии говорит то, что животные умерли почти одновременно
Космический спутник "Фотон" ИТАР-ТАСС/Сергей Метелица
Описание
Космический спутник "Фотон"
© ИТАР-ТАСС/Сергей Метелица

МОСКВА, 3 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Вскрытие погибших на спутнике "Фотон-М" № 4 гекконов показало, что причиной их смерти стал резкий перепад давления.

Они погибли примерно за полтора-два дня до посадки, сообщил ИТАР-ТАСС руководитель эксперимента с гекконами научный сотрудник Института морфологии человека РАМН Сергей Савельев.

"Судя по всему, был очень мощный скачок давления. Об этом свидетельствуют патологические изменения внутренних органов - сердца, легких, печени и всего остального, - рассказал Савельев. - Все изменения были очень быстрыми: легкие были сжаты, внутри них, в сосудах, была застоявшаяся кровь. Кроме того, кровь оттекла от всех внутренних органов и систем и собралась непосредственно возле сердца - в крупных сосудах и артериальной полости".

Патологические изменения органов у всех гекконов схожи, уточнил собеседник.

В пользу версии о скачке давления, по словам ученого, говорит то, что животные умерли почти одновременно. Резкий перепад давления, считает Савельев, скорее всего, связан со сбоем в системе жизнеобеспечения.

Между тем в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН ранее заявили, что гекконы на "Фотоне" погибли, поскольку перестали переваривать пищу из-за снижения температуры и замедления метаболизма. Понижение температуры до 15 градусов, по данным ИМБП, произошло 8 августа.

Савельев назвал эту версию несостоятельной. "Вскрытие животных показало, что они ничего не ели, то есть следов пищи вообще не обнаружено. Им было холодно, и они не ели", - сказал ученый. Он подчеркнул, что у гекконов был, однако, метаболический запас - "они бы жили". Кроме того, по словам Савельева, от холода и голода рептилии погибли бы в разное время.

Версия ИМБП вызвала у Савельева сомнения еще и потому, что на "Фотоне" не работал видеорегистратор, и установить до момента вскрытия животных, ели они или нет, было невозможно. "Я не могу предложить никакой другой причины практически одновременной смерти гекконов, кроме скачка давления", - заключил руководитель эксперимента.