В Новосибирске до конца года начнет работу консорциум по развитию инженерной биологии

Благодаря ему ученые смогут создавать новые сорта сельхозкультур и лекарственных растений

НОВОСИБИРСК, 20 мая. /ТАСС/. Консорциум по направлению "Инженерная биология и генетические технологии" начнет работу в Новосибирске до конца 2022 года. Первым этапом работы станет запуск на базе Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий (СФНЦА) РАН лаборатории для ранней оценки потенциала семян при селекции растений, рассказал в пятницу ТАСС руководитель научного направления СФНЦА РАН Николай Кашеваров.

В июле 2021 года было подписано соглашение между Сибирским федеральным научным центром агробиотехнологий (СФНЦА) РАН, Всероссийским институтом генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова (ВИР) и Томским госуниверситетом (ТГУ) о реализации инициатив по направлению "Инженерная биология и генетические технологии". Среди задач консорциума - проектирование и создание новых сортов сельхозкультур и лекарственных растений. С помощью биоинженерных технологий ученые будут задавать растениям улучшенные свойства и расширять их функционал.

"Сейчас в СФНЦА РАН создается специальная лаборатория, которая будет очень помогать нашим селекционерам и семеноводам. На первом этапе она позволит быстро давать ответ, стоит ли с исходным материалом работать дальше или нет <…>. Сейчас в лаборатории идет ремонт, к концу года удастся запустить процесс", - сказал он.

Кашеваров рассказал, что процесс создания сорта занимает 10-15 лет. И только после этого сорта перебираются, часть отбраковывается. Технология генетической оценки состояния семени и проростка по набору определенных показателей, разработанная совместно с ВИР в рамках консорциума, позволит оценить, является ли растение носителем необходимых ученым свойств уже на стадии всходов, и дать заключение, стоит ли с ними работать дальше.

"Если мы этого не знаем, мы будем в поле высеивать объекты, потом осенью проводить анализ, а потом уже отбраковывать. В новой лаборатории мы, минуя эти этапы, резко сокращаем отбор объектов - носителей ценных признаков. Это будет реализовываться у нас в Сибири, на наших растительных объектах", - сказал Кашеваров.

О подготовке кадров

Он добавил, что важным моментом для реализации задач консорциума является подготовка кадров. "Сейчас у нас ряд молодых ученых дирекцией центра [СФНЦА РАН] направлены в Курчатовский институт, в Санкт-Петербург для того, чтобы пройти обучение на современном оборудовании, на приборах, и они должны приехать и стать носителями тех возможностей, которые нам нужны для реализации", - сказал Кашеваров, добавив, что центр также сотрудничает со студентами Новосибирского государственного аграрного университета, Новосибирского университета и ТГУ. По его словам сотрудничество в отрасли селекции сельхоз культур необходимо, чтобы иметь больше возможностей для получения современного оборудования и подготовки кадров.

Ранее сообщалось, что Минобрнауки РФ создаст в России национальный кластер развития инженерной биологии на базе исследовательских институтов и медицинских университетов.