Все новости

В Новосибирске протестировали циклический движитель двухтонного "летающего автомобиля"

Демонстрационную версию циклокара ученые намерены создать примерно за два года

НОВОСИБИРСК, 18 мая. /ТАСС/. Ученые Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе (ИТ) СО РАН создали большой циклический движитель для двухтонного беспилотного "летающего автомобиля" (циклокара) и подтвердили его летные характеристики в аэродинамических трубах в рамках эксперимента. Создание демонстрационного циклокара займет около двух лет, рассказал в среду в пресс-центре ТАСС заместитель директора ИТ СО РАН Артур Бильский.

В августе 2020 года Фонд перспективных исследований (ФПИ) представил на международном форуме "Армия-2020" летный демонстратор первого в России циклолета, на основе которого к 2024 году должны создать полноразмерную летающую пассажирскую машину для Минобороны РФ. Беспилотник способен переносить полезную нагрузку в 10-20 кг.

"Мы изготовили большой движитель, испытали его в аэродинамических трубах, показали, что, если большой летающий автомобиль снабдить такими движителями, то он полетит. Масса этого аппарата - более двух тонн <…>, он сможет поднять в воздух несколько человек", - рассказал Бильский.

Он добавил, что ученые проверили летные характеристики движителя в эксперименте, по результатам эксперимента составили математическую модель аппарата. Модель показывает, что аппарат можно поднять в воздух. По весу и габаритам циклокар сопоставим с обычным автомобилем. У него нет ограничений по видам топлива - аппарат может летать как на бензине, керосине, так и на электричестве. Также возможен гибридный вариант.

Бильский рассказал, что основные преимущества аппарата на циклических движителях - маневренность, низкий уровень шума и способность садиться на неподготовленных площадках, в том числе расположенных под углом и даже к вертикальной поверхности. Это свойство будет применимо при эвакуации людей в случаях стихийных бедствий или пожаров.

Помимо большого летательного аппарата планируется создать малый циклолет весом до 30 кг для перевозки грузов, видеонаблюдения природных ресурсов. Сейчас ведется проработка и согласование проекта создания двух летательных аппаратов с Фондом перспективных исследований. "Мы прописали контуры двух проектов, ждем решения от фонда. Если будет положительное решение, мы готовы взяться хоть завтра", - сказал он.

Возможности циклического движителя

Ученые рассматривают и другие применения для разработанного циклического движителя - в том числе для малой энергетики. "Такой движитель может не только летать, но и плавать - возможно создание плавающего аппарата на таких движителях. Вторая интересная задача - движитель может работать не на генерацию тяги, а, наоборот, преобразовывать, например, энергию ветра - работать как ветряк или работать как бесплотинная электростанция. Будучи помещенным в реку, движение воды будет создавать вращение и генерировать энергию", - рассказал Бильский.

О летательном аппарате

Попытки создания летательных аппаратов с циклическими движителями предпринимались с начала ХХ века. Первый в мире циклолет, разработанный инженером Евгением Сверчковым, был построен в России в 1909 году. Однако летающие прототипы начали появляться лишь в последнее десятилетие в исследовательских центрах Австрии, Китая, США и Республики Корея. Например, в Республике Корея был создан и показан на выставке циклолет размером около 1 м и массой 20 кг.

Как показало математическое моделирование, циклолет по ряду ключевых параметров превосходит и схожие с ним по компоновке мультикоптеры. В частности, при одинаковых габаритах и взлетной массе циклолету требуется гораздо меньшая мощность двигателя при почти вдвое большей массе полезной нагрузки.