Меньше трети британцев, госпитализированных с COVID-19, полностью оправляются спустя год. Таков результат исследования, проведенного учеными и врачами из Лестерского университета. О работе рассказывает The Guardian.
В исследовании поучаствовали более 2 тыс. человек, госпитализированных в 39 разных медицинских учреждений. После выписки они дважды прошли медосмотр. Через пять месяцев никаких проблем со здоровьем не осталось всего у 25% человек, а за год их доля увеличилась до 29%. Хуже всего дела обстояли у женщин, людей с лишним весом и тех, кому во время болезни требовалась искусственная вентиляция легких. Интересно, что при этом мужчины с COVID-19 чаще женщин попадают в больницу. Зато потом прогноз для них лучше.
По мнению соавтора работы, одна из главных проблем — отсутствие специфических методов лечения "долгого ковида". Также она предположила, что многим могла бы помочь терапия, направленная на борьбу с воспалением: у тех, кто так и не оправился, воспаление встречается часто.
Вероятно, людей, которым нужна помощь, очень много: за два года в Великобритании было госпитализировано более 750 тыс. человек с COVID-19. Проблемы со здоровьем иногда остаются и у тех, кто перенес COVID-19 сравнительно легко. По последним данным Национальной статистической службы, с 27 апреля 2020-го по 11 февраля 2022 года в Англии, где сосредоточена большая часть населения Великобритании, переболел 71% жителей. Из-за распространения варианта коронавируса "омикрон" их доля, скорее всего, еще больше.
Защищают ли вакцины от "долгого ковида"
Так как отдаленные последствия COVID-19 — серьезная проблема, а специфические терапии еще не разработаны, можно было бы попробовать предупредить осложнения. Способ, приходящий на ум первым, — вакцинация. О том, что известно о прививках и "долгом ковиде", рассказывает The New York Times.
Эффективность вакцин как профилактических средств против осложнений проверяли в нескольких исследованиях. Эти исследования были спроектированы по-разному: где-то учитывались одни симптомы, а где-то — другие, отличались сроки наблюдения, демографические показатели участников (пол, возраст, этническая принадлежность), источники данных (опросы пациентов или электронные медицинские записи).
Поэтому и результаты получились разными. Например, в Агентстве по безопасности в сфере здравоохранения Великобритании (UKHSA) проанализировали восемь работ, опубликованных до середины января 2022 года. Результаты шести из них говорят о том, что у вакцинированных симптомы "долгого ковида" бывают реже, чем у невакцинированных.
Польза от прививок проявляется то более, то менее выраженно: исследования показывают снижение риска на 13% (через полгода после болезни), 41%, 50%, 54–82%. В одном американском исследовании рассчитанный риск для привитых оказался и вовсе в семь-десять раз ниже. В некоторых работах изменение риска было замечено только для одного-двух осложнений, но и эти результаты не всегда обладали статистической значимостью (проще говоря, могли получиться по случайности).
В большинстве опубликованных исследований учтены данные о людях, заразившихся на ранних этапах пандемии. Теперь появляется информация о заразившихся вариантом "дельта". Судить о том, как прививки влияют на "долгий ковид" после "омикроновой" инфекции, пока рано.
Но кое в чем ученые уверены твердо. Вакцины хорошо защищают от тяжелого течения COVID-19, вызванного любыми вариантами коронавируса, а у тех, кто болеет легче, реже бывают долгосрочные проблемы со здоровьем. Привитые и заражаются реже, а это самый верный способ избежать "долгого ковида".
Почему вакцины влияют на симптомы после болезни, неясно. Возможно, дело в том, что в организме выздоровевших остаются куски вирусных частиц. Антитела, выработанные после вакцинации, гипотетически могут справиться с этими "ошметками". Но некоторые проблемы могут быть обусловлены расстройством иммунной системы, и тогда, по мнению одного опрошенного эксперта, прививка может принести лишь временное облегчение.
Насчет того, следует ли вакцинироваться после болезни, данные неоднозначные. Одно исследование показало, что люди в возрасте 18–69 лет, переболевшие с февраля по сентябрь 2021 года, после первой прививки на 13% реже сообщают о симптомах "долгого ковида", а после второй — еще на 9%. Из этой и большинства других работ, проанализированных UKHSA, следует, что прививки многим помогают. Но у некоторых людей симптомы ухудшаются, а в нескольких работах участники не заметили разницы.
От чего зависит риск заразиться в самолете
Хотя заболеваемость COVID-19 падает, заразиться все еще можно. В колонке для The Conversation профессор австралийского Университета Гриффита, специалист по контролю и предотвращению инфекционных заболеваний Тея ван де Мортел объясняет, что следует иметь в виду, отправляясь в путешествие на самолете.
Риск заражения в самолете зависит от многих факторов, поэтому его нельзя точно рассчитать. Некоторые страны и авиакомпании требуют, чтобы пассажиры были вакцинированы, носили маски или имели при себе свежий тест на коронавирус с отрицательным результатом. В других местах это необязательно. Кроме правил, отличаются и варианты коронавируса: одни заразнее других.
В целом риск инфицироваться в самолете очень низкий.
Самолеты проектируют так, чтобы воздух двигался в основном вертикально, от потолка к полу. Спинки кресел частично препятствуют распространению потоков и содержащихся в них вирусных частиц. Наконец, каждые две-три минуты воздух в салоне целиком заменяется смесью фильтрованного и свежего. Одно эпидемиологическое расследование показало, что в 10-часовом полете пассажир бизнес-класса заразил 16 человек. 12 из них сидели поблизости.
Риск заразиться могут снизить правильно надетая маска или респиратор, как и вакцинация и тестирование перед полетом. Впрочем, тестами не выявить всех зараженных. Также авиакомпании проводят дезинфекцию поверхностей, но такой путь передачи редок и без этого.
Большинство заражений происходит в двух-трех рядах от инфицированного человека. Если рядом кто-то кашляет или имеет другие симптомы, можно попросить стюарда или стюардессу вас пересадить. Старайтесь держаться подальше от людей, особенно когда входите и выходите из самолета.
Чем дольше полет, тем выше риск. Дело не только в продолжительности контактов, но еще и в том, что в долгих перелетах люди чаще откидывают спинку кресла — воздух лучше распространяется.
Риск повышается, когда люди едят розданную бортпроводниками еду. Можно от нее отказаться или съесть после остальных. Также можно захватить что-нибудь свое и съесть в подходящий момент.
Хотя вероятность этого мала, можно заразиться, потрогав грязными руками еду или лицо. Следует обеззараживать ладони и отучать себя от прикосновений к лицу.
Судя по ограниченным данным, риск выше в салоне бизнес-класса. Вероятно, из-за улучшенного сервиса пассажиры чаще снимают маски.
Подготовил Марат Кузаев