МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Сотрудники МГУ с коллегами из Института проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН, а также из Мексики построили подробную модель глазодвигательного отклика на вынужденное движение головы человека. Полученные данные помогут в разработке новых систем виртуальной реальности (VR) и авиакосмических тренажеров, сообщила в четверг пресс-служба МГУ.
Вестибуло-окулярный рефлекс - одна из автоматических реакций человека на движение, которая заключается во вращении глаз в сторону, противоположную вращению головы. Этот эффект позволяет удерживать интересующий объект в области наивысшей четкости зрения на сетчатке, компенсируя колебания тела. Наличие такого рефлекса существенно влияет на требования к системам виртуальной реальности и тренажерным комплексам с подвижными платформами. Чтобы эффективно и без задержек учитывать глазодвигательный отклик, необходимо построить модель, которая позволит спрогнозировать поворот глаз.
"Наша статья описывает подобную модель, представленную в форме дифференциальной нейронной сети. Это значит, что сеть задается системой дифференциальных уравнений, выбранных так, чтобы обеспечивать уменьшение ошибки аппроксимации в процессе работы. Функции активации, связывающие входные и выходные данные, основаны на импульсной модели нейрона, что вдохновлено реальной схемой работы глазодвигательного отклика - глазные мышцы и вестибулярный аппарат связаны цепочкой из трех нейронных узлов", - отметил один из авторов статьи, младший научный сотрудник центра "Сверхзвук" МГУ Артур Мухамедов.
Авторы работы проверили работоспособность модели на основе экспериментальных данных, собранных в лаборатории математического обеспечения имитационных динамических систем МГУ. Полученный результат будет использован для создания новых систем виртуальной реальности с высоким быстродействием и для оценки качества авиакосмических тренажеров. Результаты работы опубликованы в журнале Mathematics.