Авария "Протона" сорвала запуск первой спутниковой сети скоростного доступа в интернет

МОСКВА, 5 августа. /ИТАР-ТАСС/. Британский оператор спутниковой связи Inmarsat объявил о задержке ввода в эксплуатацию первой в мире сети спутникового широкополосного доступа в интернет Global Xpress из-за аварии российской ракеты-носителя "Протон-М" в мае 2014 года, говорится в отчете международной компании за первое полугодие 2014 года.

Сеть нового поколения, обеспечивающая скорость передачи данных на уровне 50 МБит/с, состоит из трех спутников, один из которых был запущен в декабре 2013 года. "Мы ожидаем, что после аварии "Протона" запуски спутников возобновятся в сроки, которые позволят нам запустить сеть Global Xpress к концу первой половины 2015 года", - говорится в отчетности. Ранее планировалось, что сеть будет запущена в полном объеме в 2014 году. В Inmarsat надеются, что кризис на Украине не отразится на запусках спутников компании.

Как осуществляется коммерческое использование "Протона"

Право на маркетинг и коммерческую эксплуатацию ракет-носителей "Протон-М" имеет совместное российско-американское предприятие International Launch Services (ILS), с которым у Inmarsat заключен договор на запуск двух спутников Inmarsat-5 (F2 и F3).

Мажоритарная доля в ILS принадлежит российскому Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева, который разработал "Протон", "Бриз-М" и "Ангару". С 1996 года компания осуществила более 80 запусков "Протонов".

Сразу после аварии "Протона" в мае 2014 года представитель ILS заявил, что программа этого года по коммерческим пускам ракет "Протон-М" будет выполнена в полном объеме.

4 августа компания сообщила, что вдвое сократит количество пусков ракет-носителей.

Майская авария "Протона"

16 мая 2014 года аварией завершился запуск "Протона-М" с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р".

Ракета, разгонный блок "Бриз-М" и спутник сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. Головная часть в составе разгонного блока и спутника не успела отделиться от ракеты, и "Экспресс-АМ4Р" не был выведен на орбиту.

Согласно выводам специальной межведомственной комиссии, причиной аварии стало разрушение подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя третьей ступени ракеты.

Запуски "Протона" были приостановлены, первый запланирован на 28 сентября 2014 года.

Аварии ракеты-носителя "Протон-М". Хронология