Выяснилось, как бороться с возбудителями внутрибольничных инфекций

Ключевой частью их работы стало воздействие на так называемое "чувство кворума"

ТАСС, 28 января. Исследователи Института цитологии (ИНЦ) РАН смогли снизить патогенность бактерий Serratia proteamaculans – устойчивых к антибиотикам микроорганизмов, которые служат источником инфекций у пациентов с ослабленным иммунитетом. Результаты работы опубликовал научный журнал Microorganisms, кратко об этом пишет пресс-служба института.

S. proteamaculans вызывают инфекции (инфицирования уретры и хирургических ран) у людей с ослабленным иммунитетом. Эти бактерии распространены в больницах, где представляют угрозу для пожилых пациентов и людей, которые перенесли хирургические операции. Когда плотность бактериальной популяции S. proteamaculans становится максимальной, ее жизнедеятельность, в том числе способность вызывать инфекции, регулируется особой молекулярной системой, которую ученые называют "чувством кворума" (Quorum Sensing, QS).

"Результаты нашей работы могут способствовать разработке дезинфицирующих средств как против Serratia, так и против других видов бактерий, с использованием химических ингибиторов системы QS и веществ, регулирующих концентрацию железа в растворе", - рассказала Ольга Цаплина, старший научный сотрудник ИНЦ РАН, которая участвовала в исследовании.

К основным компонентам системы QS относятся два белка: AHL-синтаза SprI и регуляторный рецептор SprR. В новой работе ученые ИНЦ РАН совместно с исследователями Института молекулярной генетики (НИЦ "Курчатовский институт") изучили, как влияет на распространение инфекции "отключение" компонентов системы QS. Предполагалось, что при ее подавлении бактерии S. proteamaculans могут стать непатогенными без применения антибиотиков и других лекарственных средств.

Ученые поставили себе цель - выяснить, как "отключение" гена рецептора SprR влияет на инвазивную активность S. proteamaculans, то есть на способность бактерий проникать в клетки. Исследования проводились на клетках карциномы шейки матки человека и клетках эмбриона мыши. Эксперименты показали, что "отключение" SprR приводит к усилению способности бактерий S. proteamaculans проникать в клетки.

В то же время, в ходе экспериментов выяснилось, что инактивация компонентов, входящих в систему QS, приводит к тому, что бактерии S. proteamaculans теряют способность адаптироваться к среде с дефицитом железа, которая характерна для организма человека. Поэтому, как пояснили авторы работы, в таких условиях способность микроорганизмов S. proteamaculans вызывать инфекции при "отключенной" системе QS снижается.