Выяснилось, почему вымирает один из самых распространенных европейских видов саранчи

Главными причинами ученые считают человека и уменьшающееся генетическое разнообразие

ТАСС, 13 января. Ученые выяснили, что основные причины вымирания самого распространенного в Европе вида саранчи – воздействие человека и уменьшающееся генетическое разнообразие. Результаты исследования опубликовал научный журнал Biodiversity and Conservation, кратко об этом пишет "Наука в Сибири".

Ширококрылая, или бугорчатая трещотка (Bryodemella tuberculata) долгое время считалась одним из самых распространенных видов саранчовых умеренного пояса Евразии. Преимущественно она обитает в предгорных сухих степях и полупустынях в Монголии, на юге Сибири, севере Казахстана, северо-западе Китая. В Европе оптимальное место обитания вида - ландшафты с бедной почвой, где растут лишь нетребовательные к почве растения. В этой части света ширококрылая трещотка стала редкой, однако ее можно обнаружить на военных полигонах, которые часто располагаются на территориях с такими ландшафтами.

"Привычные местообитания ширококрылой трещотки существенно пострадали за XX век. Основная часть поселений этого вида была связана с открытыми участками на равнинах и с речными поймами, особенно в горах, многие из которых оказались преобразованы для строительства гидроэлектростанций, спрямления речных долин, ликвидации порогов, распашки верещатников, высадки сельскохозяйственных культур, также сократилось поголовье скота, который выпасали на таких участках", - говорится в сообщении.

Ранее считалось, что сокращение численности саранчи напрямую зависит от климатических изменений. Однако метод исследования - экологическое моделирование - такой зависимости установил. Исследователи провели анализ данных по изменениям в землепользовании с 1873-го по 2019 год.

"Такая модель строится по набору точек с географическими координатами, в которых было отмечено присутствие вида, а также на основе базы данных с климатическими параметрами по ним. "Эта информация <...> позволяет строить модели с многомерными экологическими нишами по таким осям, как, например, среднегодовые температуры, количество осадков, сумма активных температур. Так мы сопоставили экологический и географический центры распределения ширококрылой трещотки, которые, как оказалось, могут не совпадать", - рассказал один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Михаил Сергеев.

Ученые также оценили генетическое разнообразие насекомых. В результате они выявили такую важную для исследования характеристику, как эффективная численность. Этот показатель учитывает число особей в популяции, которые определяют возможность ее воспроизведения. Оказалось, что эффективная численность и генетическое разнообразие ширококрылых трещоток на юге Сибири и в Монголии значительно выше, чем в Европе, где существующие популяции уже не смогут выжить в долгосрочной перспективе без вмешательства человека.

Исследователи считают, что европейские популяции ширококрылой трещотки возможно сохранить даже при значительных изменениях климата в ближайшие десятилетия, однако для этого необходим комплекс природоохранных мероприятий. В первую очередь изменить режим землепользования на привычных для саранчовых местах обитания, поставить эти участки под охрану и планомерно восстанавливать их.