ТАСС, 30 декабря. Ученые из МГУ им. Ломоносова и Российской академии образования (РАО) выяснили, что детям шести-семи лет стоит пользоваться гаджетами не чаще одного-двух раз в неделю. Результаты исследования опубликовал European Journal of Psychology of Education, кратко об этом пишет пресс-служба МГУ.
Ученые исследовали зависимости времени использования гаджетов и развития у ребенка саморегуляции - способности контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение. Эти навыки лежат в основе успешной адаптации к школьному обучению, академической и социальной успешности. В рамках исследования ученые опросили более 3 тыс. родителей и более 800 детей.
"Результаты показывают, что в возрасте 7-10 лет наивысший уровень саморегуляции наблюдается у тех малышей, которые пользуются гаджетами 1-2 часа в день, а не у тех, кто проводит за ними меньше часа. <...> Вместе с тем исследование показало, что у детей 6-7 лет, пользующихся гаджетами 1-2 раза в неделю, наблюдается более высокий уровень развития саморегуляции и гибкости мышления по сравнению с теми ребятами, кто пользуется ими каждый день", - говорится в сообщении.
Эксперты отмечают, что с возрастом экранное время дошкольников увеличивается из-за того, что родители меньше регулируют досуг детей. По результатам опроса, 88% малышей в возрасте 6-7 лет самостоятельно пользуются цифровыми устройствами, и родители часто не знают, что именно делают их дети, когда используют гаджеты.
"Для каждого возраста есть свое оптимальное время использования гаджетов, и полное исключение ребенка из цифровой среды в условиях современного общества также негативно для его развития. Дело в том, что содержание общения, игр детей во многом определяется сейчас цифровым контентом, не обладая которым, дети теряют возможность говорить на общие темы со сверстниками", - отметил один из авторов работы, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, академик РАО Александр Веракса.
Гаджеты до двух лет
Авторы исследования рекомендуют не допускать детей до двух лет к любому взаимодействию с гаджетами из-за возможного негативного влияния на эмоциональное, личностное и когнитивное развитие. Однако, по статистике, в среднем экранное время ребенка 2-4 лет составляет около 2,5 часов в день, а для детей 5-8 лет - более 3 часов в день.
Также ученые выяснили, что просмотр несоответствующего возрасту, "взрослого", контента детьми в младшем дошкольном возрасте приводит к более бедному словарному запасу. Соответствующие возрасту качественные, хорошо продуманные обучающие видеоматериалы и приложения, наоборот, способствуют развитию языковых навыков и грамотности. Дети младше 2-2,5 лет не усваивают новые слова из видеофильмов, если родители не используют эти слова в повседневном общении.
При этом психологи считают, что "перегруженный" цифровой контент затрудняет образовательный процесс. Так, "цифровые книги" с интерактивными визуальными или звуковыми эффектами могут снижать понимание ребенком содержания, потому что дети отвлекаются на дополнительные эффекты, а также уменьшается общение между ребенком и родителем в процессе чтения.
"Родителям важно участвовать в выборе мультфильмов, приложений и видеоигр для детей и тщательно отслеживать, с какой информацией малыши встречаются в интернете, потому что именно особенности контента играют решающую роль с точки зрения развития ребенка. Результаты проведенного нами исследования показали, что в настоящее время не родители, а именно ребенок - инициатор просмотра того или иного контента. Эти данные нельзя оставлять без внимания", - сказала Маргарита Гаврилова, еще один автор работы, научный сотрудник МГУ.