Заявка на грант оживила споры о природе SARS-CoV-2.
Пандемия COVID-19

Заявка на грант оживила споры о природе SARS-CoV-2. Главное о пандемии из зарубежных СМИ

© EPA-EFE/WU HONG
Приверженцы гипотезы о том, что новый коронавирус был создан в лаборатории, опубликовали подозрительную грантовую заявку ученых из США и Китая. Ученые из Великобритании показали, что курение не защищает от COVID-19, а наоборот. Об этом — в обзоре зарубежных СМИ

Расследующая происхождение SARS-CoV-2 группа энтузиастов DRASTIC опубликовала документы, среди которых — заявка на грант с именами известных ученых, в том числе из Уханьского института вирусологии: якобы те собирались создать искусственные коронавирусы. Стала ли гипотеза о лабораторной утечке более правдоподобной, рассказывает The Atlantic.

Коронавирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, либо возник сам по себе (в природе, на фермах диких животных, рынках или где-то еще), либо его создали ученые, а затем он как-то вырвался за стены лаборатории. Также возможно, что SARS-CoV-2 попал в лабораторию с образцами, взятыми у диких животных, а потом перекинулся на людей. Ни одно из этих предположений пока не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть, но большинство ученых считает сценарии с происшествием в лаборатории менее вероятными. Опубликованные документы, на первый взгляд, говорят в пользу утечки.

Самый любопытный из этих документов — грантовая заявка, якобы поданная в начале 2018 года в Управление перспективных исследовательских программ Министерства обороны США (DARPA). В ней Питер Дашак (глава некоммерческой организации EcoHealth Alliance и член миссии Всемирной организации здравоохранения, которая зимой назвала лабораторную гипотезу "крайне маловероятной"), микробиолог Ральф Бэрик, вирусолог Ши Чжэнли из Уханьского института вирусологии и другие ученые просят $14,2 млн на предотвращение угрозы, исходящей от переносимых летучими мышами коронавирусов. Для этого они собирались генетически редактировать вирусы и исследовать их свойства. Им отказали.

The Atlantic полагает, что документ подлинный.

Кроме прочего, ученые хотели найти среди известных коронавирусов фуриновые сайты — крошечные участки, облегчающие заражение клеток. Затем они намеревались вставить эти фуриновые сайты в свои химерные вирусы. У SARS-CoV-2 тоже есть фуриновый сайт, и у многих он вызывал подозрения. Критики "лабораторной" гипотезы на это отвечали, что такой участок мог появиться и в ходе эволюции и нет оснований полагать, что в Ухане проводили подобные эксперименты. Заявка на грант показывает, что по крайней мере такая идея была.

Эксперты, опрошенные The Atlantic, назвали несколько причин, почему тем не менее такие эксперименты вряд ли проводились что в Ухане, что в США или почему, во всяком случае, эти опыты вряд ли привели бы к появлению SARS-CoV-2. Даже если заявка подлинная, она еще ничего не доказывает.

Но если заявка действительно была, непонятно, почему о ее существовании стало известно только сейчас и не из официальных источников. В мае 2020 года Питер Дашак высмеивал ученых, обсуждавших фуриновый сайт, а потом участвовал в двух международных расследованиях, касающихся происхождения SARS-CoV-2 (кроме ВОЗ, еще одну группу собрал медицинский журнал The Lancet).

Похожая история случилась с журналистами из The Intercept, которые две недели назад опубликовали 528 страниц документов Национальных институтов здравоохранения США об экспериментах с вирусами-химерами. Для этого им пришлось сделать запрос в соответствии с законом о свободе информации и ждать 12 месяцев. А в июне 2021 года вирусолог Джесси Блум заметил, что из базы данных пропали геномы коронавируса, полученные в первые месяцы пандемии. Потом эти геномы таинственно появились еще в одной базе. Другая потенциально важная информация также обнаруживалась только после поисков в странных местах.

Хотя гипотеза о естественном происхождении SARS-CoV-2 по-прежнему остается самой правдоподобной, настораживает, что поиски ответов затрудняет скрытность. Любые данные, мало-мальски относящиеся к делу, должны быть опубликованы.

Курение повышает, а не снижает риск осложнений COVID-19

В начале пандемии говорили, что курильщики обладают некой защитой перед коронавирусом. Научная статья, из которой следовал этот вывод, позже была отозвана: оказалось, несколько авторов получали деньги от табачных компаний. Другие исследования дали противоречивые результаты, однако новая, более совершенная работа показала, что из-за курения при COVID-19, наоборот, чаще бывают осложнения. Об этом пишет The Guardian.

Чтобы проверить связь между курением и COVID-19, обычно просто наблюдают за теми, кто курит, и сравнимой группой людей, не употребляющей табак. Недостаток таких исследований в том, что с их помощью трудно установить, действительно ли дело в курении. Связанные факторы тоже могут играть роль — например, у курильщиков чаще низкий достаток.

Ученые из Оксфордского и Бристольского университетов тоже провели обсервационное исследование и выяснили, что курильщикам с COVID-19 на 80% чаще требовалась госпитализация, а риск умереть был для них в два — шесть раз выше в зависимости от того, сколько сигарет в день они обычно выкуривали.

Но авторы работы пошли дальше и провели генетический анализ. Известно, что крошечные отличия в ДНК связаны с предрасположенностью к курению, а от их сочетаний зависит, насколько эта предрасположенность сильна. Ученые взяли генетические последовательности британцев из базы UK Biobank и сопоставили их с данными, касающимися COVID-19. Генетическая предрасположенность не позволяет с уверенностью сказать, много ли человек курить и курит ли вообще. Зато такой метод избавляет от "шума" других факторов вроде достатка.

Анализ показал, что для людей с предрасположенностью к курению риск заразиться был выше на 45%, а попасть в больницу — на 60%. Для тех, у кого есть предрасположенность к курению большего количества сигарет, риски для всех исходов (заражение, госпитализация, смерть) были выше в разы.

Поскольку обе методики дали схожие результаты, ученые заключили, что курение в самом деле приводит к осложнениям COVID-19. Это еще одна причина бросить курить.

Подготовил Марат Кузаев