За неполные два года многое насчет коронавируса SARS-CoV-2 стало понятно, но он меняется — и меняются обстоятельства, в которых мы живем. The Atlantic объясняет шесть ключевых принципов для понимания происходящего.
- Вакцины снова стали играть иную роль.
Вакцины разрабатывали для того, чтобы предотвратить тяжелые случаи COVID-19. В этом качестве они по-прежнему хороши. Но результаты клинических исследований позволяли надеяться на большее: благодаря прививкам почти никто не будет болеть, а может, вирус вообще перестанет распространяться. Эти надежды не оправдались. Тем не менее быстрая массовая вакцинация — все еще лучшее средство контроля SARS-CoV-2, а с ростом числа случаев COVID-19 следует применять и другие: ношение масок, проветривание помещений и т.д.
- Доля вакцинированных — не единственный важный показатель.
Даже в странах, где вакцинировано большинство жителей, растет заболеваемость, а кое-где (но не везде!) система здравоохранения работает на пределе. Отличия между странами можно объяснить тем, что при одинаковой общей доле привитых где-то вакцины получили почти все самые уязвимые, а где-то — нет. Кроме того, доля вакцинированных может заметно отличаться от региона к региону внутри страны: там, где она мала, вирус распространяется быстро.
- Наибольшую опасность вирус представляет то для одних, то для других.
Дело снова в вакцинации. В США сначала прививали пожилых и медработников — они перестали быть самыми уязвимыми. Тем, кто моложе, пришлось ждать, а для самых маленьких вакцины до сих пор не одобрили. С распространением более заразного варианта "дельта" риск вырос и будет колебаться дальше из-за того, что иммунитет к вирусу, судя по всему, постепенно угасает, а сама популяция меняется: кто-то умирает, рождаются новые люди.
- С ростом доли вакцинированных больных среди них тоже будет все больше, и это нормально.
СМИ выпускают алармистские новости о том, что большинство заболевших были привиты, но в них теряется суть. Представим вакцину с эффективностью 60%. Если ею привить каждого пятого, то вакцинированные дадут 9% случаев COVID-19, а если четырех человек из пяти, то 62% — большую часть, но это большая часть от намного меньшего общего числа, ведь вакцина хорошо защищает.
Значение имеет другая доля — заболевших среди вакцинированных. В июле NBC News сообщала, что 125 тыс. полностью привитых американцев сдали положительный тест на коронавирус. Звучит пугающе, но к тому времени привились 165 млн американцев, то есть речь шла всего о 0,08%.
- Относительно редкие события становятся заметными с ростом величин.
Риски, связанные с инфекцией, часто приуменьшают, но с распространением вируса редкие события накапливаются. Если риск составляет лишь один к тысяче, то на 40 млн заражений придется 40 тыс. плохих исходов. Когда речь о здоровье и жизни, таким уже не пренебречь. Чем дальше, тем больше выявят необычных осложнений. Точно так же будет все больше инфекций после вакцинации, и у каждого из нас появится знакомый, у которого она возникла. Но нужно держать в уме частоту таких событий и их "цену".
- Нет самого худшего варианта коронавируса.
Вариант "дельта", почти вытеснивший все остальные, сейчас наиболее опасен, но его успех обусловлен условиями: большинство людей в мире не болели, не вакцинировались, а ослабление ограничительных мер только упрощает его задачу. Но когда почти у всех выработается иммунитет, стремительность "дельты" может стать недостатком. Возможно, преимущество получат варианты, которые лучше скрываются от иммунной системы и дольше остаются в организме. Поскольку ситуация в разных странах будет отличаться, где-то лучше будет распространяться один вариант, а где-то — другой. Впрочем, у них будет одна общая слабость: их можно будет остановить вакцинацией, масками, дистанцированием и другими способами, препятствующими передаче.
В Лаосе найдены вирусы, очень похожие на SARS-CoV-2
Международная команда ученых открыла в пещерах на севере Лаоса три коронавируса летучих мышей, которые местами похожи на SARS-CoV-2 больше, чем другие известные вирусы. Из-за этих находок более правдоподобно выглядит гипотеза о естественном происхождении SARS-CoV-2, но они также указывают, что в природе существует много патогенов, способных перекинуться на человека. Об исследовании рассказывает Nature.
В экспедиции по Лаосу ученые проверили слюну, испражнения и мочу 645 летучих мышей. У трех видов они нашли вирусы, генетически схожие с SARS-CoV-2 более чем на 95%. Их назвали BANAL-52, BANAL-103 и BANAL-236.
Как и другие коронавирусы, эти три несут на поверхности шипы для проникновения в клетки хозяина. Те участки шипов, которыми они крепятся к клеточным рецепторам, в лабораторных экспериментах подошли к человеческому рецептору ACE2: открытые вирусы связывались так же хорошо, как некоторые ранние варианты SARS-CoV-2.
Коронавирусы способны обмениваться целыми кусками генома. Некоторые участки трех открытых вирусов похожи на SARS-CoV-2 больше, чем что-либо, известное науке, а один участок у BANAL-103 и BANAL-52 мог появиться от общего с SARS-CoV-2 меньше 10 лет назад.
У новых вирусов есть и одно важное отличие от SARS-CoV-2: у них нет так называемого фуринового сайта, облегчающего проникновение в клетку.
Также исследование не отвечает на вопрос, как предполагаемый предок SARS-CoV-2 попал в Ухань, где были выявлены первые случаи COVID-19. Возможно, это прояснят другие исследования в Юго-Восточной Азии, которые сейчас идут.
Возвращение простуды
Насчет SARS-CoV-2 идут споры, влияет ли на его распространение время года, но про другие респираторные вирусы известно, что да, влияет, и сейчас для них наступает благоприятная пора. О том, чего ждать от сезона простуды и гриппа, пишет The Guardian.
Опрошенные эксперты предупреждают, что в этом году в Великобритании может быть больше случаев простуды, а симптомы могут быть тяжелее, чем обычно. Причин этому несколько. Начинается учебный год в школах, наступает осень, а ограничительные меры отменены. Но проблема еще и в том, что из-за дистанцирования и ношения масок в последние полтора года иммунная система людей могла "забыть" респираторные вирусы. Гипотетически из-за этого ей труднее справиться с заурядной инфекцией, особенно если одна накладывается на другую.
Рост заболеваемости в Великобритании заметен уже сейчас, а ранее произошел в других странах, где отменили ограничения. Многие симптомы простуды и гриппа схожи с COVID-19, поэтому при их появлении необходимо срочно сдать тест и оставаться в изоляции, пока не придут результаты. Эксперты напоминают, что даже простуда иногда протекает с осложнениями, а система здравоохранения и без того загружена, и что мытье рук, проветривание помещений и ношение масок замедляют распространение не только коронавируса, но и других патогенов. Если же нездоровится, то лучше посидеть дома.
Подготовил Марат Кузаев