Генетики нашли следы еще одной группы первопоселенцев Японии

Раньше считалось, что их было две, но ученые обнаружили третью

ТАСС, 17 сентября. Изучение геномов 12 древних жителей Японии показало, что в заселении территории страны участвовало не два, а три обособленных народа. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

"Вклад в формирование современного японского этноса внесли древние народы, связанные с тремя ключевыми периодами истории Японии – Дзёмон, Яёй и Кофун. Если говорить коротко, то он произошел от трех, а не двух групп предков, как считалось в прошлом", – рассказал один из авторов исследования, профессор Тринити-колледжа (Ирландия) Сигэки Накагомэ.

Считается, что люди заселили Японию в ходе двух волн миграции. Первыми ее обитателями были племена охотников-собирателей из культуры Дзёмон, которые проникли на Японские острова примерно 16,5 тыс. лет назад. Примерно три тысячи лет назад их сменили племена земледельцев из культуры Яёй, с появления которых берет отсчет современная история Японии.

Следы обеих групп народов сохранились в ДНК современных японцев, однако до недавнего времени ученые не могли точно сказать, насколько сильно проникновение носителей культуры Яёй повлияло на генофонд, культуру и быт первых обитателей Японских островов. Палеогенетики под руководством Накагомэ попытались получить ответы на эти вопросы.

Они проанализировали геномы 12 древних жителей Японии, возраст останков которых составляет от 1,2 до 9 тыс. лет. Ученые восстановили самые значимые области их ДНК и сравнили их с геномом современных японцев и других древних народов Восточной Азии.

Среди этих геномов были и образцы древней ДНК, относящиеся к периоду Кофун (1,3-1,7 тыс. лет назад), ранее не исследовавшиеся. Так историки называют первый период в истории Японии, когда на ее территории началась централизация власти, а также возникли протогосударственные образования. Генетиков и историков давно интересовало, как эти процессы повлияли не только на культуру японцев, но и их генофонд.

К большому удивлению Накагомэ и его коллег, анализ геномов людей, относящихся к этой исторической эпохе, указал на существование не двух, а сразу трех групп народов, участвовавших в образовании японского этноса, в том числе одной ранее неизвестной группы выходцев из Восточной Азии. По структуре ДНК эти люди были больше похожи не на представителей культур Яёй и Дзёмон, а на жителей северных областей древнего Китая и Кореи.

Что интересно, в геноме современных японцев доминируют те участки ДНК, которые они унаследовали от народов, мигрировавших в Японии в период Кофун. Это свидетельствует о том, что эта группа древних людей сыграла особо важную роль в формировании зачатков японской государственности, подытожили палеогенетики.