Наркотики из сточных вод могут вызвать зависимость у некоторых видов форели

Об этом говорит и поведение рыб, и концентрация метамфетамина в их мозге

ТАСС, 7 июля. Экологи выяснили, что концентрации метамфетамина и похожих на него наркотиков в сточных водах городов достаточно, чтобы вызвать полноценную зависимость у некоторых видов форели. Результаты их исследования опубликовал Journal of Experimental Biology.

В сточных водах некоторых крупных американских городов концентрация амфетамина и других наркотиков достигает достаточно больших показателей. В новом исследовании профессор Университета Южной Богемии Томаш Рандак и его коллеги решили выяснить, могут ли наркотические вещества, которые попадают в озера и реки вместе со сточными водами, вызвать полноценную зависимость у их обитателей.

Для ответа на этот вопрос ученые измерили типичную концентрацию метамфетамина и его производных в реках и озерах неподалеку от крупных европейских городов. Затем исследователи заполнили лабораторные аквариумы водой с сопоставимой концентрацией наркотиков. Туда ученые выпустили несколько десятков особей форели-кумжи – промысловой рыбы из семейства лососевых, которую часто используют в лабораторных опытах.

Рыбы жили в этих аквариумах примерно восемь недель. После этого экологи проследили, как ведет себя форель при изменении концентрации наркотика в воде, а также проанализировали, как различалось поведение рыб в разных жизненных ситуациях. Кроме того, экологи изучили химический состав и структуру мозга рыб, которые жили как в загрязненных аквариумах, так и в чистой воде.

Оказалось, что даже тех небольших концентраций метамфетамина, с которыми имели дело форели, было вполне достаточно, чтобы вызвать у них зависимость. Ученые отследили это по тому, что форель предпочитала переплывать часть аквариума с самой высокой концентрацией наркотиков. Кроме того, после того, как ученые очищали аквариум от метамфетамина, рыбы мало двигались и страдали от других последствий ломки. Особи из контрольной группы, которые жили в аквариумах с чистой водой, вели себя совершенно иначе.

Все изменения в поведении рыб после приобретения зависимости и ломки сопровождались характерными увеличениями и снижениями концентрации наркотических веществ в их мозге, а также изменениями в уровне активности нервной системы и характере обмена веществ в ее тканях.

Подобные результаты, по словам Рандака и его коллег, говорят, что утечки наркотических веществ уже сейчас могут сильно сказываться на пресноводных экосистемах и поведении рыб. Это может негативно влиять на их выживание, что нужно учитывать при оценке стабильности речной и озерной флоры и фауны, подытожили ученые.