ТАСС, 9 апреля. С помощью специально разработанного теста российские исследователи изучили и описали особенности речевого развития русскоязычных детей с расстройствами аутистического спектра. Тест поможет педагогам подбирать наиболее эффективный подход для реабилитации пациентов с такими нарушениями, пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.
"Чем сложнее языковой уровень, тем меньше процент детей с нормальным речевым развитием. При этом один и тот же ребенок по одним навыкам может быть на уровне нормы, а по другим – нет. Комплексное тестирование на всех уровнях языка позволит как правильно оценивать уровень речевого развития, так и грамотно выстраивать направленную коррекцию и реабилитацию речи", – рассказал один из авторов исследования, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ Вардан Арутюнян.
По данным международных организаций, расстройства аутистического спектра встречаются примерно у 1,8% детей дошкольного возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения, это число ежегодно растет на 13%. Одна из самых частых проблем у таких детей – она встречаются у примерно 75% из них – это нарушения речи.
Эту проблему широко изучают в США, Великобритании и других развитых странах, однако в России особенности речевого развития детей с аутизмом практически не изучались. Специалисты ВШЭ заполнили этот пробел, создав специальный тест, нацеленный на проверку всех уровней знания русского языка и умения им пользоваться.
Его работу ученые проверили на 82 младшеклассниках с расстройствами аутистического спектра. Кроме проверки речевых навыков каждый ребенок также прошел тест на уровень невербального интеллекта (IQ) и выраженность аутистических черт. Аналогичные испытания прошли дети, не страдавшие от аутизма.
Анализ собранных данных показал, что дети с аутизмом значительно уступали своим сверстникам практически во всех подтестах на речевые навыки, за исключением самого простого – на повторение слов. При этом у носителей расстройств аутистического спектра лучше всего получалось справляться с называнием и пониманием отдельных слов, что согласуется с результатами наблюдений за англоязычными детьми.
Арутюнян и его коллеги обнаружили, что уровень невербального IQ влиял почти на все аспекты речевого развития ребенка – чем был выше этот показатель, тем лучше дети справлялись со всеми тестами. При этом возраст и степень тяжести аутизма не были связаны с речевыми навыками детей.
Исследователи надеются, что собранные ими данные помогут родителям детей с аутизмом, а также школьным педагогам и психологам, подбирать правильные стратегии обучения носителей расстройств аутистического спектра и максимально эффективно развивать их умение пользоваться родной речью.