Найден механизм развития рака почки, который может сделать иммунотерапию эффективнее

Благодаря результатам исследования ученые стали лучше понимать, как протекает это заболевание

ТАСС, 12 марта. Ученые выяснили, каким образом на поздних стадиях рака почки подавляется работа иммунитета. Благодаря этому иммунотерапию можно будет сделать эффективнее. Результаты исследования опубликовал научный журнал Cancer Cell.

Иммунотерапия – основной метод лечения рака почки, но она эффективна только в половине случаев. При этом организм почти каждого пациента со временем вырабатывает устойчивость к лечению.

Чтобы найти новые методы лечения рака, авторы изучили последовательности рибонуклеиновой кислоты (РНК) в 165 тыс. клетках опухолей и соседствующей с ними здоровой ткани, которые были взяты у 13 пациентов со светлоклеточной почечно-клеточной карциномой (CCRCC) – наиболее распространенной разновидностью рака почки. Ученые исследовали внутриклеточные процессы на всех стадиях течения болезни, обнаружив важные различия в начале роста опухоли и на последних этапах ее развития.

В большинстве опухолей наличие определенного типа иммунных клеток – Т-цитотоксических лимфоцитов, служит хорошим знаком. Они показывают, что иммунная система работает противостоит опухоли. Однако исследователи обнаружили, что на поздней стадии заболевания эти клетки оказались истощены и не могли выполнять свои обычные функции.

Авторы также выяснили, что на поздней стадии заболевания макрофаги – клетки, которые отвечают за "переваривание" чужеродных частиц – производят молекулы, которые действуют на иммунные клетки негативно. Они, в свою очередь, вырабатывают молекулы, которые поддерживают работу этих макрофагов.

"Мы обнаружили больше противовоспалительных макрофагов типа лейкоцитов, которые подавляют иммунную систему на поздней стадии заболевания. Т-цитотоксические лимфоциты и макрофаги начинали взаимодействовать друг с другом и попадали в так называемую цепь иммунной дисфункции. Эти результаты важны, потому что они открывают совершенно новый ландшафт потенциальных мишеней для терапии", – прокомментировал один из авторов исследования, сотрудник Института онкологии им. Дана-Фарбер  Дэвид Браун.