Связь между синдромом войны в Заливе и обедненным ураном опровергли

Ученые предполагают, что он может быть связан с другими токсинами – например, зарином или пестицидами

ТАСС, 18 февраля. Обследование участников операций "Буря в пустыне" и "Щит пустыни" показало, что обедненный уран не был главной причиной появления у них так называемого синдрома войны в Заливе. Статью с их выводами опубликовал научный журнал Scientific Reports.

Синдромом войны в Заливе называют комплекс хронических заболеваний, которые характерны для ветеранов войны в Персидском заливе 1990-1991 годов. В ней коалиция из 35 стран во главе с США противостояла вторжению Ирака в Кувейт. Основные боевые действия этого конфликта проходили во время операций "Щит пустыни" (август 1990 – январь 1991 годов) и "Буря в пустыне" (январь – февраль 1991 года).

С этим синдромом связаны высокая утомляемость, боль в мышцах, бессонница, проблемы с умственными способностями, диарея и другие. Многие обыватели и даже некоторые исследователи считают, что причиной этого синдрома может быть использование снарядов с обедненным ураном во время этих операций.

Профессор Техасского университета в Далласе (США) Роберт Хейли и его коллеги провели первое геохимическое исследование этой проблемы. Они измерили концентрацию изотопов урана в образцах тканей и биологических жидкостей полутора сотен ветеранов армии США. Две трети из них участвовали в операциях против режима Саддама Хусейна и заполучили синдром войны в Заливе. У остальных 33% либо не было этого синдрома, либо они не участвовали в "Щите пустыни" или "Буре в пустыне".

В своей работе ученые опирались на главную особенность обедненного урана – высокую долю урана-238 и низкую – урана-235. Благодаря этому можно оценить, сколько обедненного урана попало в организм военнослужащих, измерив соотношение урана-235 и урана-238 в нем.

Проанализировав биообразцы при помощи сверхчувствительного масс-спектрометра, авторы работы не нашли в них никаких следов обедненного урана. Подобные результаты, по мнению Хейли и его коллег, полностью исключают возможность того, что синдром войны в Заливе связан с отравлением обедненным ураном.

Ученые предполагают, что нарушения в работе организма военнослужащих возникли из-за других токсинов – например, следовых концентраций зарина, который попал в атмосферу после разрушения складов иракского химического оружия, а также лекарств и пестицидов, которые армия США использовала для защиты солдат от нервно-паралитических отравляющих веществ и болезней, разносимых насекомыми.