Все новости

Синдром хронической усталости и синдром войны в Заливе оказались разными болезнями

Общие симптомы у обоих состояний оказались лишь совпадением

ТАСС, 10 августа. Американские нейрофизиологи выяснили, что у носителей синдрома хронической усталости и синдрома войны в Заливе в работе мозга есть значительные различия. Это значит, что общие симптомы еще не говорят о родстве этих заболеваний. Ученые надеются, что эти данные помогут в их лечении. Результаты работы ученых опубликовал научный журнал Brain Communications.

"Мы показали, что эти синдромы затрагивают разные регионы мозга. Когда мы более детально изучим их работу с помощью систем нейровизуализации и других подходов, то сможем узнать все сходства и различия между этими болезнями. Благодаря этому можно будет улучшить их диагностику и лечение", – рассказал один из авторов исследования, профессор Джорджтаунского университета (США) Джеймс Баранюк.

За последние десять лет все больше людей страдает от так называемого синдрома хронической усталости. Обычно он проявляется в виде частых спазмов, бессонницы, усталости и головных болей. Такие проблемы испытывает около 0,2% жителей развитых стран.

Ранее медики думали, что у синдрома хронической усталости исключительно психологические причины. Позже выяснилось, что эта болезнь вполне реальна. Она возникает из-за того, что иммунную систему его носителей "заклинивает" и она переходит в режим постоянного "чрезвычайного положения". В результате в разных частях тела возникают воспалительные процессы. Они затрагивают и спинной мозг, с которым связаны большинство симптомов синдрома хронической усталости.

Баранюк и его коллеги три года назад обнаружили схожие изменения в работе клеток спинного мозга и иммунитета людей, которые страдают от так называемого синдрома войны в Заливе. Так медики называют набор симптомов, похожих на СХУ, которые испытывают многие военнослужащие, участвовавшие в операциях "Буря в пустыне" и "Щит пустыни" во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах.

Похожие, но разные

Подобные открытия заставили многих нейрофизиологов и молекулярных биологов полагать, что синдром войны в Заливе – одна из разновидностей синдрома хронической усталости. Это отражено, в частности, в официальных документах Министерства по делам ветеранов США. В своей новой работе Баранюк и его команда показали, что это не так. Ученые следили за тем, как менялась активность мозга нескольких десятков носителей обоих синдромов после серии физических упражнений.

Во время этих занятий ученые наблюдали за работой мозга добровольцев с помощью системы функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Она отслеживала, как менялся приток крови к разным регионам мозга. По этим данным можно сделать вывод о том, как менялась активность разных отделов мозга.

Ученые отслеживали эту активность у носителей этих синдромов и здоровых добровольцев в двух случаях – при занятиях спортом и в состоянии покоя. Таким образом исследователи пытались понять, какие аномалии в работе нервной системы могут быть характерны для участников опытов.

Оказалось, что они действительно существовали. Однако у бывших военных и участников опытов с "обычным" синдромом хронической усталости эти аномалии были разными. В частности, у носителей синдрома войны в Заливе понизилась активность мозжечка и центрального серого вещества мозга, тогда как у добровольцев с хронической усталостью их активность, наоборот, была выше нормы.

При этом у второй группы добровольцев во время экспериментов повышалась активность в отдельных частях так называемой островковой коры и некоторых других регионах мозга, а для здоровых добровольцев или бывших военных это не было характерно. Все эти области мозга, как отмечают исследователи, связаны с обработкой ощущения боли, вниманием и негативными эмоциями. Это может объяснять, почему носители обоих синдромов страдают от примерно одинаковых симптомов.

Дальнейшие наблюдения за изменениями в активности мозга, как надеются исследователи, помогут им узнать причины появления подобных аномалий, а также понять, как можно их исправить с помощью медикаментов или систем стимуляции электрической активности мозга.