Все новости
Разные штаммы эволюционируют в одном направлении.
Разные штаммы эволюционируют в одном направлении.
Разные штаммы эволюционируют в одном направлении.
Разные штаммы эволюционируют в одном направлении.
Разные штаммы эволюционируют в одном направлении.
Пандемия COVID-19

Разные штаммы эволюционируют в одном направлении. Главное о пандемии из зарубежных СМИ

© Arnold Jerocki/Getty Images
Британский вариант коронавируса независимо приобрел мутацию южноафриканского. Ученые проверяют комбинации вакцин. Pfizer пытается понять, могут ли вакцинированные передавать вирус. Об этом — в обзоре зарубежных СМИ

В последнее время по миру распространяются мутировавшие разновидности SARS-CoV-2, которые постепенно вытесняют все остальные. Больше всего опасений вызывают так называемые британский, южноафриканский и бразильский варианты коронавируса. Новые данные показывают, что они независимо друг от друга приобретают одинаковые мутации. Вероятно, так вирус получает преимущества, пишет The New York Times.

Вариант SARS-CoV-2, впервые выявленный в Великобритании и с тех пор появившийся в десятках стран (B.1.1.7), по расчетам, более заразен, чем изначальный вирус. Вероятно, также из-за него чаще умирают. Зато с этим вирусом почти не снижается эффективность вакцин. Этим он отличается от варианта, который преобладает в ЮАР (B.1.351), но, возможно, так будет недолго.

Ученые подозревают, что вариант B.1.351 ускользает от иммунной системы благодаря мутации E484K. Лабораторные эксперименты показали, что из-за нее антителам человека сложнее прикрепиться к вирусным частицам и предотвратить проникновение в клетки. Теперь эту же мутацию обнаружили в 16 образцах с вариантом B.1.1.7 в Великобритании.

Наличие мутации E484K еще не говорит, что вариант B.1.1.7 из образцов в Великобритании приобрел те же свойства, что B.1.351 в ЮАР. Бывает и так, что мутация становится полезной для вируса только в присутствии других мутаций. Но первые эксперименты принесли тревожные результаты. Ученые собрали вирусные частицы с мутациями, которые уже были в B.1.1.7, и внесли к ним E484K. Из-за этого антитела стали значительно хуже нейтрализовать коронавирус.

Антитела для эксперимента были взяты у человека, получившего первую из двух доз вакцины BioNTech/Pfizer. Неясно, что вышло бы, если бы ему ввели обе дозы (точно так же непонятно, как обстоит дело с антителами, выработанными в ответ на другие вакцины и после перенесенной болезни, а результаты экспериментов в пробирке не всегда соответствуют тому, что происходит в жизни).

Поскольку изменившийся вирус нашли всего у 16 человек, трудно спрогнозировать, широко ли он распространится. Но что важно: в Великобритании эта мутация независимо появилась как минимум дважды, в ЮАР она возникла еще раньше, также ее нашли в Бразилии. Возможно, она дает преимущество вирусу, когда существенная доля людей обладает иммунитетом к SARS-CoV-2.

По мнению одного эксперта, лучшее, что можно сделать, — как можно скорее вакцинировать людей. Чем труднее вирусу перекинуться от одного человека к другому, тем меньше у него шансов приобрести E484K или другую опасную мутацию.

Стоит ли комбинировать разные вакцины?

Почти все вакцины для предотвращения COVID-19, прошедшие последний этап клинических исследований, нужно вводить дважды с перерывом несколько недель. Но, по идее, сначала можно ввести один препарат, а потом — другой. В Великобритании началось исследование, чтобы проверить одну из этих схем, пишет Nature.

Комбинировать вакцины не новая идея, но с COVID-19 так еще не делали. Исключением служит российский "Спутник V", который представляет собой два препарата на основе разных векторов (аденовирусов человека серотипов 5 и 26, которые доставляют в клетки кусок генетического кода коронавируса).

Комбинированные схемы гипотетически обладают несколькими преимуществами. Во-первых, если поставки одного препарата сорвутся, вакцинацию не придется останавливать. Во-вторых, защита, сформированная разными вакцинами, может быть надежнее, ведь препараты воздействуют на иммунную систему не одинаково. Например, РНК-вакцины (от Moderna и BioNTech/Pfizer) стимулируют выработку антител, но не так хороши по части клеточного иммунитета, как аденовирусный препарат Оксфордского университета и компании AstraZeneca.

Комбинированную схему с "оксфордской" и РНК-вакцинами проверили на животных, результаты — многообещающие. Теперь началось исследование с людьми. В нем поучаствуют 820 человек. Им введут "оксфордскую" вакцину, а спустя четыре или 12 недель — препарат BioNTech/Pfizer. Защиту будут оценивать косвенно: не по заболеваемости COVID-19 (для этого пришлось бы набрать намного больше добровольцев), а по уровням антител и иммунных клеток. Также ученые проверят, безопасна ли такая схема.

Если все пройдет гладко, результаты в группе с четырехнедельным перерывом между инъекциями будут известны уже в июне. Оксфордский университет также намерен проверить комбинацию своего препарата со "Спутником V". Такая схема может решить одну из главных проблем, которая может возникнуть с аденовирусными вакцинами: иммунитет вырабатывается не только к коронавирусу, но и к самому вектору, поэтому повторная вакцинация тем же препаратом может быть намного менее эффективной, чем первичная.

Вакцины предотвращают болезнь, но предотвращают ли они передачу вируса?

На последнем этапе клинических исследований главным образом проверяют, защищает ли вакцина от COVID-19, особенно в тяжелой форме. Но бывает и так, что человек не болеет, хотя и заразился. Гипотетически носитель способен передать коронавирус другим. Часто ли такое происходит, неизвестно. Один из разработчиков вакцин, Pfizer, пытается это выяснить, пишет MIT Technology Review.

Хорошо ли вакцина предотвращает болезнь и смерть, выяснить достаточно просто. Для этого нужно сравнить число случаев среди вакцинированных и в контрольной группе, которая получила пустышку или другой препарат. Другое дело, заражаются ли вакцинированные и легко ли они передают вирус. Протоколы клинических испытаний редко предусматривают измерение этих показателей.

Косвенно о заразности можно судить по экспериментам на животных. Вакцинированных обезьян намеренно инфицировали коронавирусом. Они заражались, но переносили болезнь легко, а в их дыхательных путях было сравнительно мало вирусных частиц. По идее, чем меньше частиц, тем меньше риск заразить, а количество частиц коррелирует с тяжестью симптомов.

С другой стороны, известно, что многие люди — по недавней оценке, где-то треть — переносят инфекцию вообще без симптомов, но тем не менее дают примерно четверть новых случаев заражения. Вероятно, вакцины мешают распространению вируса, но не останавливают его полностью.

Pfizer обратилась к некоторым участникам клинических испытаний в Аргентине и США и предложила им проходить регулярные тесты на коронавирус, чтобы определить долю бессимптомных носителей. Но одного этого мало, чтобы оценить их заразность.

В прошлом году группа американских ученых предлагала провести более тщательное исследование. Они хотели почти ежедневно проверять 20 тыс. студентов, измерять вирусную нагрузку и отслеживать, кто как заразился, но не нашли финансирование. Затем ученые переделали заявку и теперь ждут решение Национальных институтов здравоохранения США.

От ответа на вопрос зависит многое. Базовые расчеты показывают, что если вакцины предотвращают меньше, чем две трети заражений, то коллективный иммунитет недостижим, а коронавирус останется с нами навсегда. Кроме того, если вакцинированные способны передавать вирус, то людей сложнее убедить вакцинироваться.

Подготовил Марат Кузаев