Все новости
Как безопаснее ездить в автомобиле с другими людьми?
Как безопаснее ездить в автомобиле с другими людьми?
Как безопаснее ездить в автомобиле с другими людьми?
Как безопаснее ездить в автомобиле с другими людьми?
Как безопаснее ездить в автомобиле с другими людьми?
Пандемия COVID-19

Как безопаснее ездить в автомобиле с другими людьми? Главное о пандемии из зарубежных СМИ

© REUTERS/Amanda Perobelli
Советы для тех, кто ездит в автомобиле, печальная статистика о затяжном ковиде и тревожные результаты экспериментов с новыми вариантами SARS-CoV-2 — в обзоре зарубежных СМИ

Когда обсуждают риски заразиться коронавирусом, обычно говорят об офисах, ресторанах, метро и других публичных местах, а личный транспорт в расчет не берут. Но люди по-прежнему ездят на такси и подвозят знакомых, находясь в тесном пространстве, где невозможно держаться на расстоянии друг от друга. The New York Times рассказывает о трех исследованиях, авторы которых попытались выяснить, что происходит в таких ситуациях и что в них можно предпринять.

Ученые из Брауновского университета смоделировали на компьютере движение воздуха внутри и снаружи леворульного автомобиля наподобие Toyota Prius, движущегося со скоростью 80 км/ч, с включенным кондиционером, водителем и одним пассажиром на правом заднем сиденье.

Получилось, что давление в передней части салона ниже, чем сзади, поэтому в основном воздух направляется в сторону водителя. С закрытыми окнами 8–10% выдыхаемых аэрозолей с вирусными частицами долетают до другого человека, а когда полностью открыты все четыре окна — только 0,2–2%. Правда, зимой так не покатаешься. Еще одно исследование этой же команды показало, что почти такого же результата можно добиться, если открыть окна только до середины.

Открывать свои окна не так эффективно, как соседние. Когда спереди открыто правое окно, а сзади — левое, между водителем и пассажиром возникает что-то вроде воздушной заслонки (представьте символ для обозначения процентов, % — прим. ТАСС), которая задерживает аэрозоли и выносит их наружу. Но этот способ не так хорош, как полностью открытые окна.

Руководитель исследовательской группы считает, что результаты моделирования применимы ко многим пятиместным автомобилям с четырьмя дверями, а не только к Toyota Prius. В микроавтобусах и пикапах имеет смысл открывать хотя бы два окна, но точнее сказать нельзя. Ученый отправил свою статью в компании Uber и Lyft, но не получил ответа.

Другой ученый создал собственную компьютерную модель. Согласно ей, 20-минутная поездка с заразным человеком может быть намного опаснее, чем пребывание с ним в одном ресторане или аудитории на протяжении часа. В разговоре с журналистом The New York Times он также заметил, что выкладки коллег могли бы измениться, если бы они моделировали поездку не двух, а трех и более человек.

Почти треть английских пациентов, выписанных из больниц после COVID-19, вскоре снова госпитализируют

У многих людей, перенесших болезнь, на протяжении недель и даже месяцев остаются те или иные симптомы. Это состояние неформально называют затяжным, или долгим, ковидом. Новые данные из Англии указывают, что проблема еще серьезнее, чем казалось раньше. Об этом пишет The Guardian.

Ученые проследили за судьбой почти 48 тыс. англичан, которым из-за COVID-19 потребовалась госпитализация, и сравнили их с контрольной группой из тех, кто хотя бы раз обращался к врачу с начала 2019 г. 29,4% снова попали в больницу в течение 140 дней, а 12,3% умерли. Эти показатели соответственно в 3,5 и более чем в семь раз выше, чем в контрольной группе.

Также у некогда госпитализированных из-за COVID-19 чаще возникали проблемы с органами дыхания, сердцем, почками, печенью, развивался диабет. Риск оказался более высоким у людей младше 70 лет и представителей этнических меньшинств, чем у пожилых и белых. Болезни органов дыхания появились примерно у 30% членов экспериментальной группы, причем почти у половины из них эти органы раньше были в порядке.

С результатами исследования ознакомился независимый эксперт. По ее мнению, полученные данные — свидетельство того, что затяжной ковид — настолько же серьезная проблема, как смерти от самого вируса.

Мутации помогают коронавирусу преодолеть иммунный ответ

В последние месяцы в Великобритании, ЮАР и других странах распространяются варианты SARS-CoV-2, которые из-за мутаций, предположительно, стали более заразными. Сначала ученые считали, что приобретенный после болезни или вакцинации иммунитет защищает от заражения мутировавшими вирусами, но результаты новых лабораторных экспериментов указывают, что это, возможно, не так, пишет Nature.

Варианты SARS-CoV-2, вызывающие наибольшие опасения, отличаются мутациями в S-белке. Этот белок нужен вирусу, чтобы проникать в человеческие клетки, а антитела, которые к нему прикрепляются, способны нейтрализовать вирусную частицу и предотвратить заражение. Из-за мутаций структура белка меняется, отчего антитела могут стать менее эффективными или вообще бесполезными. Ученые пытаются понять, так ли получается на самом деле.

В ЮАР местный вариант 501Y.V2 проверили на плазме крови шести человек, переболевших COVID-19. Именно в плазме содержатся антитела, и те, что должны нейтрализовать вирусные частицы, хуже справлялись с мутантом. Другая команда собрала искусственные частицы, в которые внесли как все мутации, так и по одной. Те, что обладали полным набором изменений, полностью обошли антитела 21 из 44 переболевших и приобрели кое-какую защиту от большинства остальных.

Следующий шаг — проверить мутации на антителах вакцинированных людей. Некоторые мутации варианта 501Y.V2 чуть-чуть снизили эффективность антител, выработанных после инъекций препаратами Moderna и BioNTech/Pfizer, но цельные вирусные частицы еще не испытывали.

В одобренных вакцинах используется именно S-белок. Но антитела вырабатываются к разным его участкам, в том числе к тем, что не затронуты мутациями, — по идее, какие-то все равно распознают вирус. Впрочем, судить об эффективности вакцин применительно к новым вариантам в реальных условиях пока рано.

Точно так же лабораторные эксперименты не позволяют с уверенностью сказать, что мутировавшим вирусам легче, чем старым, повторно заразить переболевших. В этих экспериментах не учитывается следующая линия обороны организма — клеточная, а достаточный для защиты уровень антител по-прежнему неизвестен. Но в ЮАР подтвердили несколько случаев повторного заражения, когда во второй раз был обнаружен вариант 501Y.V2. Далее ученые хотят разобраться, часто ли такое происходит.

Эксперименты с "британским" вариантом B.1.1.7 обнадеживают. BioNTech проверила его на плазме 16 человек, которые получили вакцину компании, — разница с другими вариантами оказалась маленькой. Еще одна команда брала сыворотку тех, кому ввели только одну дозу этого же препарата. У 10 из 15 антитела чуть хуже справлялись с B.1.1.7, но, по мнению автора работы, пока что это не должно повлиять на эффективность вакцины. Правда, когда уровень антител снизится (это происходит всегда), гипотетически мутант может получить преимущество.

Подготовил Марат Кузаев