ТАСС, 15 января. Российские ученые выяснили, что человека можно заставить лучше запоминать абстрактные или бессмысленные слова, если стимулировать электричеством зону Вернике – часть коры мозга, которая отвечает за восприятие осмысленной речи. Об этом пишет пресс-служба СПбГУ со ссылкой на статью в журнале Scientific Reports.

"Наше исследование показало, что в обработке абстрактной и конкретной семантики участвуют различные, но частично пересекающиеся нейронные механизмы. В усвоении абстрактных слов ключевую роль играют основные языковые области, причем их катодная электростимуляция делает этот процесс более эффективным", – рассказала Диана Курмакаева, научный сотрудник СПбГУ и один из авторов исследования.
Опыты последних лет показывают, что стимуляция мозга током или магнитным полем может подавлять симптомы болезни Паркинсона и булимии, снижать тягу к курению и другим вредным привычкам, а также улучшать арифметические и языковые способности добровольцев.
Курмакаева и ее коллеги нашли еще одно применение электростимуляции мозга. В ходе своего исследования они следили, как стимуляция и подавление определенных регионов коры мозга влияли на способность добровольцев воспринимать речь окружающих. В частности, ученых интересовало, как манипуляция активностью зоны Вернике, которая отвечает за распознавание и понимание речи, будет влиять на способность участников опытов запоминать незнакомые им слова и выражения.
Сперва нейрофизиологи предполагали, после подавления активности этой части мозга участники эксперимента не смогут распознавать речь и запоминать новые слова, а стимуляция зоны Вернике приведет к обратному. В ходе эксперимента 24 добровольца учили новые слова или пытались понять их смысл, читая несколько коротких текстов. Одновременно с этим им стимулировали мозг электрическими импульсами.
Для этого ученые подобрали реально существующие, но очень редко употребляемые слова, заимствованные выражения из иностранных языков и выдуманные псевдослова (к примеру, "барбанец" – результат смешивания "барбариса" и "первенца").
Вопреки ожиданиям исследователей, стимуляция зоны Вернике не помогла, а помешала добровольцам вспомнить новые слова на следующий день после эксперимента. Во второй же группе этого эффекта ученые не наблюдали. При этом лучше понимать смысл слов помогали и стимуляция зоны Вернике, и ее подавление.
Кроме того, стимуляция действовала на зону Вернике по-разному – в зависимости от того, с каким типом слов и проверочных заданий работали добровольцы. К примеру, после подавления ее активности добровольцы запоминали новые абстрактные понятия лучше других типов слов. В целом опыты показали, что в запоминании и распознавании слов участвует несколько нейронных механизмов, связанных друг с другом.
Курмакаева и ее коллеги надеются, что результаты их опытов и дальнейшие подобные эксперименты помогут реабилитации людей с речевыми нарушениями, которые начинаются после инсультов и травм головного мозга. Кроме того, в ближайшее время российские исследователи надеются изучить, как электростимуляция влияет на работу еще одной области коры, так называемой зоны Брока, которая отвечает за членораздельную речь.