Все новости

Добровольцев простимулировали электричеством, чтобы те лучше запомнили придуманные слова

Результаты исследования ученые надеются применить для восстановления речи людей, которые потеряли ее после инсульта или по другим причинам

ТАСС, 15 января. Российские ученые выяснили, что человека можно заставить лучше запоминать абстрактные или бессмысленные слова, если стимулировать электричеством зону Вернике – часть коры мозга, которая отвечает за восприятие осмысленной речи. Об этом пишет пресс-служба СПбГУ со ссылкой на статью в журнале Scientific Reports.

"Наше исследование показало, что в обработке абстрактной и конкретной семантики участвуют различные, но частично пересекающиеся нейронные механизмы. В усвоении абстрактных слов ключевую роль играют основные языковые области, причем их катодная электростимуляция делает этот процесс более эффективным", – рассказала Диана Курмакаева, научный сотрудник СПбГУ и один из авторов исследования.

Опыты последних лет показывают, что стимуляция мозга током или магнитным полем может подавлять симптомы болезни Паркинсона и булимии, снижать тягу к курению и другим вредным привычкам, а также улучшать арифметические и языковые способности добровольцев.

Курмакаева и ее коллеги нашли еще одно применение электростимуляции мозга. В ходе своего исследования они следили, как стимуляция и подавление определенных регионов коры мозга влияли на способность добровольцев воспринимать речь окружающих. В частности, ученых интересовало, как манипуляция активностью зоны Вернике, которая отвечает за распознавание и понимание речи, будет влиять на способность участников опытов запоминать незнакомые им слова и выражения.

Сперва нейрофизиологи предполагали, после подавления активности этой части мозга участники эксперимента не смогут распознавать речь и запоминать новые слова, а стимуляция зоны Вернике приведет к обратному. В ходе эксперимента 24 добровольца учили новые слова или пытались понять их смысл, читая несколько коротких текстов. Одновременно с этим им стимулировали мозг электрическими импульсами.

Для этого ученые подобрали реально существующие, но очень редко употребляемые слова, заимствованные выражения из иностранных языков и выдуманные псевдослова (к примеру, "барбанец" – результат смешивания "барбариса" и "первенца").

Вопреки ожиданиям исследователей, стимуляция зоны Вернике не помогла, а помешала добровольцам вспомнить новые слова на следующий день после эксперимента. Во второй же группе этого эффекта ученые не наблюдали. При этом лучше понимать смысл слов помогали и стимуляция зоны Вернике, и ее подавление.

Кроме того, стимуляция действовала на зону Вернике по-разному – в зависимости от того, с каким типом слов и проверочных заданий работали добровольцы. К примеру, после подавления ее активности добровольцы запоминали новые абстрактные понятия лучше других типов слов. В целом опыты показали, что в запоминании и распознавании слов участвует несколько нейронных механизмов, связанных друг с другом.

Курмакаева и ее коллеги надеются, что результаты их опытов и дальнейшие подобные эксперименты помогут реабилитации людей с речевыми нарушениями, которые начинаются после инсультов и травм головного мозга. Кроме того, в ближайшее время российские исследователи надеются изучить, как электростимуляция влияет на работу еще одной области коры, так называемой зоны Брока, которая отвечает за членораздельную речь.