Опыты на макаках доказали эффективность капель в нос против коронавируса

Теперь ученые надеются перейти к испытаниям препарата на людях

ТАСС, 12 января. Вакцина британской компании AstraZeneca, которую можно вводить каплями в нос, смогла защитить макак от заражения коронавирусом нового типа. Предварительные результаты опытов опубликовала электронная научная библиотека bioRxiv.

Вакцина, известная под названием AZD1222 (ChAdOx1-nCoV-19), представляет аденовирус шимпанзе – предположительно безопасный для человека патоген, который может проникать в его клетки, но не размножаться в них. Ученые под руководством профессора Оксфордского университета (Великобритания) Сары Гилберт модифицировали структуру генома этого аденовируса, чтобы он заставлял организм человека вырабатывать большое количество копий одного из ключевых белков оболочки SARS-CoV-2, которые помогают иммунитету распознавать реальные вирусные частицы.

Исследователи провели первые доклинические испытания интраназальной формы этой вакцины, которую можно вводить не внутримышечно, а в виде капель в нос. Опыты на хомячках и других небольших животных показывают, что подобный способ введения вакцины может быть не только удобнее, но и эффективнее с медицинской точки зрения.

Гилберт и ее коллеги работали с тремя десятками хомячков и четырьмя макаками-резусами. Им вводили разные дозы AZD1222 – как через нос, так и внутримышечно. Животных при этом пытались заразить SARS-CoV-2 как напрямую, так и естественным путем, расположив их рядом с клетками, где жили их болеющие сородичи.

Эксперименты показали, что достаточно большие дозы вакцины полностью подавили размножение вируса в органах дыхания хомячков и помешали его дальнейшей передаче. В результате в организме приматов стало гораздо меньше вирусных частиц. Это было характерно как для "старых", так и для новых штаммов коронавируса, которые появились в Британии этой осенью.

Гилберт и ее коллеги считают, что теперь можно начать клинические испытания с участием людей, чтобы можно было оценить действие и безопасность интраназальной формы AZD1222 и для человека.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.