Все новости

Ученые впервые проследили за активностью мозга фанатов во время просмотра матчей

Исследователи зафиксировали серьезные различия в рисунке активности мозга у добровольцев в тех случаях, когда побеждала их любимая команда или же их соперники

ТАСС, 25 ноября. Нейрофизиологи впервые изучили, как меняется активность мозга людей, которые смотрят матч любимой команды. Результаты их наблюдений опубликовал научный журнал Neuron.

"Как правило, мы делим различные события на сегменты произвольной длины, каждый из которых впоследствии помним как нечто отдельное. Возникает вопрос, как именно наш мозг заканчивает один сегмент и начинает следующий. Мы выяснили, что это случается тогда, когда вокруг нас происходит что-то неожиданное", – объяснил один из авторов работы, нейрофизиолог из Принстонского университета (США) Джеймс Энтони.

Исследователи уже несколько десятилетий изучают, как работает сознание человека и как он ощущает течение времени. Пока ученые не могут точно сказать, воспринимаем ли мы время непрерывно или по кусочкам и как это точно работает.

Опыты показывают, что мозг активно дополняет и достраивает картину окружающего мира, заполняя возможные пробелы и "сшивая" несостыковки в восприятии. Существуют серьезные основания полагать, что субъективное восприятие времени в определенных ситуациях может меняться. При этом у молодых и пожилых людей оно отличается, что связано со сдвигами в работе некоторых отделов мозга.

Энтони и его коллеги открыли одну из подобных особенностей человеческого восприятия времени, наблюдая за работой мозга двух десятков любителей баскетбола, которые согласились просмотреть несколько матчей студенческого баскетбольного чемпионата NCAA внутри магнитно-резонансных томографов.

Внутренний мир фаната

Именно эти игры ученые выбрали из-за того, что в баскетболе часто происходит множество интересных моментов, в результате чего мяч переходит под контроль другой команды. Наблюдая за тем, как двигались глаза добровольцев и их мозг реагировал на подобные эпизоды, американские нейрофизиологи изучили, как удивление влияло на восприятие времени, активность мозга и память фанатов.

Результаты эксперимента показали, что мозг и зрачки реагировали на подобные события по-разному – в зависимости от того, насколько происходящие события соответствовали представлениям добровольцев о том, какая команда была сильнее и должна была победить. В частности, чаще всего они происходили в тех случаях, когда в борьбе за мяч побеждала более слабая команда, вне зависимости от того, какую из них поддерживал фанат.

Подобные моменты в игре совпадали по времени с всплесками активности мозга, которые ученые связывают с началом формирования нового эпизода в памяти человека. Это говорит о том, что неожиданные события особо влияют на восприятие времени, заставляя человека разбивать воспоминания об одном непрерывном событии на множество сегментов с одиночными интересными и неожиданными событиями.

Кроме этого ученые зафиксировали серьезные различия в рисунке активности мозга у добровольцев в тех случаях, когда побеждала их любимая команда или ее соперники. Дальнейшее изучение этих расхождений, как надеются Энтони и его коллеги, поможет понять, какие спортивные события сильнее всего влияют на эмоции и мысли фанатов. В перспективе благодаря этому можно будет сделать соревнования более зрелищными и привлекательными.