Все виды тираннозавров и их родичей росли "рывками"

Палеонтологи предполагают, что это было связано с видовым составом их потенциальной добычи

ТАСС, 25 ноября. В отличие от многих других крупных хищных динозавров, тираннозавры и их ближайшие родичи росли не с постоянной скоростью, а большими рывками. К такому выводу пришли палеонтологи, результаты исследования которых опубликовал научный журнал Proceedings of the Royal Society B.

"Мы не можем точно сказать, почему это так, однако все виды целурозавров, к которым относятся и тираннозавры, в начале жизни росли очень быстро. При этом аллозавры, которые могли достигать таких же размеров, росли с относительно небольшой и постоянной скоростью. Возможно, эти различия связаны с разной диетой", – рассказал один из авторов работы, научный сотрудник Филдсовского музея естественной истории (США) Томас Каллен.

За последние годы представления о внешнем виде тираннозавров и их ближайших родичей – тетануров (Tetanurae) пережил радикальные изменения. В частности, сейчас палеонтологи предполагают, что тираннозавры были быстро бегающими пернатыми существами, а не неповоротливыми чешуйчатыми и зубастыми рептилиями, какими их изображают фильмы конца прошлого века.

Из-за открытий последних лет ученые усомнились и во многих других чертах этих древних ящеров. К примеру, палеонтологи сейчас спорят о том, были ли тираннозавры хищниками или падальщиками, как выглядели их детеныши вскоре после рождения и насколько быстро они росли.

В частности, как отмечает Каллен, исследования "годичных колец" в костях тираннозавров указывают, что в первые годы жизни эти древние хищники могли очень быстро увеличиваться в размерах, однако впоследствии их рост замедлялся. Однако ученые до недавнего времени не знали, было ли это характерно только для тираннозавров или же для всех двуногих хищных динозавров.

Скорость роста динозавров

Каллен и его коллеги решили выяснить это. Они исследовали окаменелые кости нескольких десятков видов теропод, хищных двухногих динозавров, которых нашли в породах мелового периода на территории Аргентины и США. Среди них был и знаменитый тираннозавр Сью – предположительно, самый большой и пожилой представитель своего вида, останки которого хранятся в Филдсовском музее с октября 1997 года.

Среди них были как действительно крупные хищники, такие как тираннозавры, аллозавры и кархародонтозавры, так и небольшие ящеры, которые по размерам сопоставимы с современными страусами и другими крупными птицами. Изучив структуру "годичных колец" в их костях, ученые попытались найти закономерности, которые были бы характерны для представителей разных семейств и групп хищных ящеров мезозойской эры.

Оказалось, что все виды тираннозавров и их ближайшие родичи – тетануры и целурозавры – росли большими рывками. Они быстро достигали максимального размера в первые годы жизни, а затем практически не росли. В этом отношении они напоминали современных птиц и млекопитающих, рост которых тоже останавливается после достижения половой зрелости.

В частности, ученые выяснили, что Сью перестала расти примерно на 20-м году жизни, прожив в общей сложности около 33 лет. То есть чтобы достичь своей массы и размеров, в подростковые годы жизни она должна была съедать по 20 кг мяса в неделю. Как именно тираннозаврам удавалось поддерживать подобную высокалорийную диету, палеонтологи пока не могут сказать.

При этом аллозавры и кархародонты набирали массу медленно и увеличивались в размерах на протяжении всей жизни. В этом они больше были похожи на современных крокодилов и других рептилий. Ученые предполагают, что подобные различия в скорости роста хищных динозавров были связаны с различиями в их диете и видовом составе потенциальной добычи.

"Тираннозавры жили в окружении травоядных утконосых динозавров и трицератопсов, которые тоже росли быстро, а аллозавры питались мясом длинношеих четвероногих динозавров, которые производили много потомства и росли быстро лишь в первые годы жизни, но затем долго достигали максимального веса. Вполне возможно, что это давало аллозаврам источники пищи любых размеров", – подытожил Каллен.