— В Исландии девять из десяти домов отапливаются за счет геотермальной энергии. Сколько вообще энергии Исландия получает от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а сколько от ископаемого топлива?
— Лучше всего ответить на этот вопрос, представив данные в форме таблицы. На ней показано распределение энергоресурсов: внизу — гидроэнергетика, затем геотермальная, после нее — нефть и, наконец, уголь.
— Лучше всего ответить на этот вопрос, представив данные в форме таблицы. На ней показано распределение энергоресурсов: внизу — гидроэнергетика, затем геотермальная, после нее — нефть и, наконец, уголь.

— Какие страны могут увеличить долю использования ВИЭ по сравнению с другими источниками энергии в ближайшем будущем?
— Страны, которые делают упор на переход к возобновляемым источникам энергии при помощи регуляторных мер, могут многого добиться в этом направлении. Новая политика может повысить долю ВИЭ во всем мире на 2,4% к 2035 году, при этом в Евросоюзе она вырастет на 3%. От Азии и Океании я бы ожидал увеличения на 5%. Лидером, на мой взгляд, станет Япония: там доля ВИЭ превысит 5%. Значительного прироста можно ожидать от Среднего Востока.

— Как Вы оцениваете потенциал России в использовании ВИЭ?
— Россия может повысить долю ВИЭ на 3,6%. Но для этого потребуется больше сил и средств, чем сейчас.
— Один из наиболее освоенных в Исландии источников ВИЭ — это геотермальная энергия. В России подземное тепло выходит на полуострове Камчатка. Можно ли за счет таких геотермальных источников обеспечить энергией население региона?
— Безусловно. На Камчатке «правильная» геология и условия. Проблемой может быть расстояние между геотермальной зоной и местами, где живут люди. В районе Мутновского вулкана находится самое крупное геотермальное месторождение на Камчатке, используется 60 МВт установленной мощности. И еще более 85 МВт можно добавить.*

— По Вашему мнению, почему до сих пор геотермальный потенциал Камчатки практически не используется?
— Ориентация России на нефть и газ затмевает потенциал Камчатки. Это можно и нужно изменить.
— Что, по Вашему мнению, необходимо сделать России для развития ВИЭ и для того, чтобы страна вышла на лидирующие позиции в энергетических и высокотехнологических ресурсах?
— У России есть огромная база из технических знаний. Чтоб направить эти знания в практическое русло, нужны политические меры. Судя по моему опыту общения с политическими лидерами, это сейчас и происходит. Чего России не хватает, так это большего фокуса на инновации. Я хотел бы помочь в поиске предпринимателей, у которых есть представление о том, как повысить долю инновационной составляющей в этой сфере. Нам нужно думать о будущих сценариях, при которых станет сложно использовать углеродные источники топлива. В свое время русские разработчики создали первый в мире космический спутник. И сейчас тоже нужны люди, способные по-новому взглянуть на вещи и создавать новые решения. Для этого нужна политическая поддержка.
*По разным оценкам, геотермальная система Камчатки может обеспечить энергией электростанции от 350 МВт до 2000 МВт. На полуострове было исследовано более 20 геотермальных месторождений, самым большим из которых является Мутновское, чьи запасы подземного тепла могут обеспечить работу электростанций мощностью более 300 МВт. Именно там располагаются крупнейшие объекты геотермальной энергетики России — Мутновская ГеоЭС с установленной мощностью 50 МВт и Верхне-Мутновская ГеоЭС с суммарной мощностью энергоблоков 12 МВт.
Алиса Веселкова