Память певчих птиц на голоса оказалась похожа на человеческую

В среднем каждая птица запоминала голоса 42 своих сородичей
Зебровая амадина Empiric7/Shutterstock/FOTODOM
Описание
Зебровая амадина
© Empiric7/Shutterstock/FOTODOM

ТАСС, 13 ноября. Нейрофизиологи обнаружили, что зебровые амадины, певчие птицы из семейства ткачиковых, умеют очень быстро запоминать и различать голоса примерно четырех десятков сородичей, в том числе незнакомых им птиц. Это сближает таких птиц с человеком. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

"За последние годы мы выяснили, что у социальных видов птиц есть эпизодическая пространственная память, они умеют считать и мыслить в социальном ключе, а также решать сложные головоломки. Открытие у них хорошей памяти на голоса стало очередным свидетельством того, что многие птицы не уступают приматам в умственных способностях", – пишут исследователи.

За последние годы ученые нашли множество свидетельств того, что у животных действительно есть интеллектуальные способности, которые раньше приписывались только человеку. К примеру, новокаледонские вороны умеют создавать и применять орудия труда, предварительно оценивая их эффективность. Шимпанзе умеют оценивать ситуацию, в которой находятся их сородичи, и передавать им полезные инструменты, а у голубей есть даже арифметические навыки.

Аналогичные интеллектуальные навыки демонстрируют и попугаи. К примеру, натуралисты из Йоркского университета обнаружили, что мадагаскарские попугаи, которые живут в одном из британских природных парков, научились использовать гальку, чтобы разбивать раковины моллюсков и начали обучать этому новых обитателей вольера. Вдобавок год назад ученые доказали, что какаду действительно умеют "чувствовать" музыку и танцевать под нее.

Американские нейрофизиологи и зоопсихологи под руководством профессора Калифорнийского университета в Беркли (США) Фредерика Тойниссена обнаружили еще одну "человеческую" способность у птиц. В ходе своего исследования они наблюдали за жизнью нескольких больших групп зебровых амадин (Taeniopygia guttata) – популярных певчих птиц, которые в природе живут в очень больших группах.

Птичья память

Ученых заинтересовало, могут ли эти птицы отличать сородичей друг от друга и как хорошо они помнят голоса своих родственников и незнакомых амадин. Для этого Тойниссен и его коллеги посадили два десятка самцов и самок Taeniopygia guttata в клетки, где были установлены несколько кормушек с аудиодинамиками.

Когда птиц приближалась к такой кормушке и била по ней клювом, компьютер начинал проигрывать песни и звуки, которые исполняли другие члены их группы. В зависимости от того, чей голос слышала амадина, через шесть секунд после нажатия она получала корм или оставалась без обеда.

С помощью этого ученые проследили, запоминали ли птицы то, какие голоса были связаны с доступом к пище, а также оценили, как много подобной информации может держать в голове каждая птица. Как оказалось, все амадины научились справляться с этой задачей очень быстро. Их память на голоса оказалась не хуже, чем у человека или высших приматов.

В среднем каждая птица запоминала около 42 голосов. Э​​​​то было характерно как для знакомых особей, так и для неизвестных амадин. Более того, пернатые участники эксперимента запоминали новые голоса практически мгновенно, различая их с высокой точностью после двух-трех прослушиваний коротких отрывков звукозаписей, а также помнили их и через месяц после завершения эксперимента.

Все это, по мнению Тойниссена и его коллег, говорит о том, что способность различать голоса и выделять те уникальные черты, которые отличают одну птицу от другой в этом отношении, играет крайне важную роль в жизни амадин. Дальнейшие наблюдения за поведением птиц и активностью их мозга, как надеются биологи, позволит им понять, как работает это умение и как оно могло сформироваться в процессе эволюции амадин и предков людей.