В Старой Рязани нашли усадьбы ювелиров XIII века

Вероятно, они погибли во время монгольского нашествия

ТАСС, 11 ноября. Во время раскопок в Старой Рязани археологи обнаружили две усадьбы ювелиров XIII века. Ученые предполагают, что обе усадьбы погибли в одно время – после взятия города войсками Батыя. Об этом пишет пресс-служба Института археологии РАН.

"Мы раскопали усадьбы двух соседей-ювелиров и обнаружили ювелирные матрицы, инструменты и различные предметы быта. Раскопки позволили увидеть, каким был город восемь веков назад: здесь жили преуспевающие ремесленники с хорошо организованным бытом и довольно высоким достатком", – рассказал руководитель Старорязанской экспедиции ИА РАН Игорь Стрикалов.

Старая Рязань – один из крупнейших древнерусских городов XII – XIII веков. Город был столицей Рязанского княжества до того, как в 1237 году его захватило и сожгло войско монгольского хана Батыя. По разным версиям Старая Рязань пришла в упадок либо сразу, либо это произошло к XIV веку.

Раскопки проходили на территории южного городища Старой Рязани. Там археологи нашли остатки усадеб с жилыми помещениями, мастерскими и хозяйственными постройками. Найденные предметы указывают, что хозяева усадеб были ювелирами.

"Так, на территории северной усадьбы в 2017 году были найдены створки каменных литейных форм. А спустя три года на южной усадьбе мы нашли детали весов, гирьки-разновесы, ювелирные пинцеты, а также многочисленные шлаки и выплески белого металла. Они свидетельствуют о том, что мастер работал с серебром. Также было найдено множество ювелирных матриц, среди которых выделяются две – диск с изображением кентавра и матрица для изготовления колта с парой геральдических птиц", – рассказал Стрикалов.

Кроме того, на территории усадеб археологи нашли шахматные фигуры, причем из наборов разного типа. "Это очень характерная деталь к портретам хозяев: это были образованные люди с хорошо организованным бытом, которые ходили друг к другу в гости и устраивали шахматные состязания", – добавил Стрикалов.