Все новости

Ученые на Алтае создали систему автоматического GPS-управления

Она позволяет рациональнее использовать работающую на полях технику

БАРНАУЛ, 6 ноября. /ТАСС/. Сотрудники Алтайского государственного технического университета (АлтГТУ) создали прототип системы автоматического управления движением колесной сельхозтехники с использованием систем GPS и ГЛОНАСС. В первую очередь, такая система разрабатывается для техники российского и белорусского производства, рассказал ТАСС инициатор проекта, завкафедрой "Теоретическая механика и механика машин" АлтГТУ Владимир Поддубный.

"Это совместная разработка с представителями кафедры "Автомобили и автомобильное хозяйство", привлекались и студенты. На данный момент сделан экспериментальный образец - подруливающее устройство на основе систем GPS-навигации управляет движением транспорта, обеспечивает движение по заданной траектории. Водитель в этой схеме присутствует - ему нужно переключать передачи, управлять прицепным орудием", - сказал Поддубный.

Он пояснил, что подобная система управления позволяет рациональнее использовать работающую на полях технику и обрабатывать все участки в соответствии с концепцией "точного земледелия". Концепция системы "точного земледелия" рассматривает поле не как однородную единицу, как это делается традиционно, а как разнородную структуру, в которой для разных участков пашни - вплоть до квадратного метра - могут создаваться условия, необходимые именно этому участку. Это позволяет экономить около 30-35% удобрений, повышать качество посевов и урожайность.

В системе автоматического управления движением колесных сельхозмашин использованы спутниковые системы GPS И ГЛОНАСС. Как отметил собеседник агентства, подобные технологии сегодня есть, но они реализуются в основном за рубежом и на зарубежной технике. Алтайские специалисты разрабатывают технологию для отечественной и белорусской техники. Предполагается, что она будет работать с тракторами К-740, К-744, "Белорус", широко распространенных в российском АПК. На подобных машинах проводились и испытания системы.

"Импортные системы не всегда могут работать с нашими отечественными тракторами, в том числе с теми, которые давно находятся в эксплуатации. Задача, в том числе, сделать систему дешевле импортной. Это пока опытный образец - <...> его характеристики сопоставимы с импортными, система работоспособна. Разработано и свое программное обеспечение для технологии, которое обеспечивает определение положения трактора", - пояснил Поддубный.

Сейчас, по его словам, разработчики ищут инвесторов, чтобы довести образец до массового промышленного выпуска. Пока проект ведется силами кафеды, аспирантов и студентов - некоторые запчасти авторы проекта приобретали и за свой счет.