Все новости

Гипотезу о замедленном взрослении неандертальских детей опровергли

Они переходили с грудного вскармливания на твердую пищу спустя 5–6 месяцев после рождения – так же, как и современные дети

ТАСС, 3 ноября. Исследование химического состава эмали молочных зубов неандертальцев показало, что древние люди росли примерно с такой же скоростью, как и современный человек. В частности, они отказывались от молока матери примерно на пятом-шестом месяце жизни. Результаты работы опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Как правило, время отказа от молока матери связано с физиологическими, а не культурными факторами. Во всех человеческих обществах это происходит примерно на шестом месяце жизни. Это связано с тем, что в это время ребенку уже нужна более калорийная пища. Теперь мы знаем, что это было характерно и для неандертальцев", –рассказала Алессия Нава, антрополог из Кентского университета (Великобритания) и один из авторов исследования.

Достаточно давно уеные пытаются выяснить, с какой скоростью росли неандертальские дети и отличались ли они в этом отношении от современных детей. Недавно на основе анализа структуры их корренных зубов исследователи предположили, что Homo neanderthalensis росли медленнее наших предков и позже отказывались от молока матери.

Другие исследования, генетические, а также анализ структуры костей самых юных неандертальцев, позволяют сделать вывод, что дети древних обитателей Евразии росли примерно по той же "программе", что и молодые Homo sapiens. Поэтому ученые продолжают спорить о том, как именно росли неандертальцы и отличались ли они в этом отношении от наших непосредственных предков, кроманьонцев.

В новом исследовании Нава и ее коллеги нашли новые аргументы в пользу того, что скорость и общая "программа" роста неандертальских детей были такими же, как и у современных Homo sapiens. Ученые анализировали молочные зубы неандертальцев и кроманьонцев, которые жили на севере Италии примерно 50-70 тыс. лет назад.

Дети первых жителей Европы

Структура и изотопный состав зубов напрямую зависят от того, с какой скоростью росли их обладатели и когда они отказывались от молока матери. В частности, толщина разных слоев эмали указывает на типичную скорость роста владельца зуба, а соотношение кальция и стронция, а также изотопов этих элементов, стронция-87 и стронция-86, заметно меняется при переходе от грудного вскармливания к твердой пище.

Сравнение зубов неандертальцев и кроманьонцев показало, что Homo neanderthalensis почти ни в чем не отличались в этом отношении от Homo sapiens, хотя в целом они действительно росли несколько медленнее, чем представители нашего вида. Эти различия, однако, были несущественны.

При этом ученые не зафиксировали никаких различий во времени отказа от молока матери. Как и современные дети, юные неандертальцы переходили на твердую пищу примерно на пятом-шестом месяце жизни. Это было характерно для всех Homo neanderthalensis, которые жили на территории Италии в разные эпохи.

Интересно, что в изотопном составе зубов неандертальцев и кроманьонцев ученые зафиксировали небольшие различия, которые возникали после этого перехода. Антропологи предполагают, что это указывает на разные стратегии добычи пищи у Homo neanderthalensis и древних Homo sapiens. Первые опирались на локальные ресурсы, тогда как вторые добывали их на большом расстоянии от их пещер.

Ученые допускают и то, что причиной этих различий могли быть климатические факторы, так как климат Италии при первых кроманьонцах был заметно холоднее. Дальнейшее изучение зубов древних людей, как надеются Нава и ее коллеги, даст точный ответ на этот вопрос и поможет понять, какую роль могли сыграть различия в характере добычи пищи в процессе вымирания неандертальцев.