Древнеегипетские писцы нашли неожиданное применение для соединений свинца

Ученые предполагают, что писцы из древнеегипетского города Тебтунис использовали их не как компоненты чернил, а для того, чтобы те быстрее высыхали

ТАСС, 26 октября. Ученые просветили древнеегипетские папирусы с помощью ускорителя частиц и обнаружили, что древние египтяне добавляли в красные и черные чернила соединения свинца. Это ускоряло высыхание чернил после нанесения на папирус. Статью с результатами исследования опубликоковал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

"При изучении папирусов из храмовой библиотеки Тебтуниса мы обнаружили уникальные красные и черные чернила, которые содержали железо и свинец. Последний оказался особенно интересен. Он был в чернилах обоих типов, но при этом в них не было ни одного известного пигмента на основе свинца. Мы предполагаем, что писцы использовали соединения этого элемента для высушивания папирусов, а не в качестве компонента чернил", – рассказал один из авторов исследования, египтолог из Копенгагенского университета (Дания) Томас Кристиансен.

Древние египтяне и другие античные народы открыли множество природных красителей или создали их искусственные аналоги. Они использовали подобные вещества как в качестве чернил, так и в качестве основы для косметики. Многие из этих красок, в особенности токсичные соединения свинца и ртути, использовали для изготовления лекарств и средств против паразитов.

Ученых достаточно давно интересует, когда жители Древнего Египта, Междуречья и даже империи инков научились изготовлять подобные красители, как они их производили и где они добывали сырье для этого. Последние раскопки и геохимические исследования показывают, что древние люди настолько сильно ценили эти краски, что были готовы везти их ингредиенты за сотни и тысячи километров.

Кристиансен и его коллеги выяснили, что в некоторых случаях подобные пигменты и сырье для их производства использовали необычным образом. Исследователи изучали папирусы, которые их коллеги нашли в начале прошлого столетия в храмовой библиотеке Тебтуниса – небольшого города на юге Древнего Египта.

Значительная часть этих папирусов попала в коллекцию Копенгагенского университета. Датские специалисты до сих пор изучают их и дешифруют. Несколько лет назад к изучению этих манускриптов присоединились физики и другие представители естественных наук, которые исследуют химический состав чернил, структуру бумаги и другие тайны древнеегипетских писцов.

Секреты древнеегипетских мастеров

Недавно Кристиансен с коллегами натолкнулись на несколько необычных фрагментов храмовых папирусов, которые относятся к эпохе римского владычества в Древнем Египте. Когда ученые просветили их с помощью расположенного в Гренобле синхротрона ESRF, то обратили внимание, что у красных и черных чернил, которые использовали авторы этих обрывков текста, был не встречавшийся ранее химический состав.

Как правило, древние египтяне делали такие чернила из золы и охры. В их состав входили и органические добавки, такие как гуммиарабик. Они служили загустителями и связывающими веществами. В составе чернил на папирусах из Тебтуниса было большое количество свинца. Это крайне нетипично для древнеегипетских документов, но было характерно для древних римлян и греков.

Поэтому открытие свинца в красных и черных чернилах сразу привлекло внимание и египтологов, и физиков. Исследователи детально изучили, из каких веществ состояли эти краски, в надежде выяснить их происхождение и "рецепт" изготовления. Для этого ученые просветили папирусы при помощи синхротрона и изучили, какие другие элементы и вещества были как внутри текста, так и в чистой бумаге.

Замеры показали, что частицы соединений свинца и их отдельные молекулы были распределены внутри следов чернил на папирусах крайне неравномерно. Они были сосредоточены по краям букв, иероглифов и линий. Это напоминает то, как высыхают пятна кофе, упавшие на лист бумаги, или капли краски, растворенной в воде.

При этом сами молекулы соединений свинца по своей структуре не были похожи ни на один пигмент, который использовался в античности или сегодня. Это, как считает Кристиансен, говорит в пользу того, что древнеегипетские писцы добавляли соединения свинца в чернила в качестве загустителя или же посыпали им готовые папирусы, ускоряя их высыхание.

В пользу этого, в частности, говорит то, что похожим приемом пользовались первые итальянские живописцы времен Возрождения, которые добавляли различные соли свинца, фосфорной и серной кислоты в масляные краски, чтобы те быстрее сохли. В ближайшее время ученые планируют проверить эту теорию, попытавшись создать подобные красители, используя те ингредиенты, которые предположительно для этого применялись древнеегипетскими мастерами.