Российские физики уточнили срок поставки сверхпроводящого магнита на британский синхротрон

Они планируют поставить прибор в начале 2021 года

НОВОСИБИРСК, 24 октября. /ТАСС/. Cверхпроводящий магнит – короткопериодный ондулятор – для британского синхротрона Diamond российские физики планируют поставить в начале 2021 года. Такие магниты делает единственная научная организация в мире – Институт ядерной физики СО РАН, рассказал ТАСС советник дирекции института Николай Мезенцев.

Ондулятор – это источник синхротронного излучения. Такое излучение возникает благодаря тому, что магнитное поле искривляет траектории заряженных частиц, которые движутся с околосветовой скоростью. Его используют в специальных установках – синхротронах – для изучения свойств электромагнитных частиц.

Синхротронное излучение в ондуляторе возникает за счет того, что он состоит из нескольких поставленных в ряд магнитов. Направление полюсов у этих магнитов чередуется, благодаря чему и искривляется траектория проходящих через ондулятор частиц.

Cинхротрон DIamond – крупнейшая научная установка в Великобритании – заказала ИЯФ СО РАН сверхпроводящий ондулятор с коротким периодом. По словам Мезенцева, подобные приборы никто, кроме института, в мире не производит.

"Безусловно, сказалась пандемия на сроках. Но, я думаю, что в декабре мы начнем испытания ондулятора в криостате, а в январе-феврале уже отправим ондулятор англичанам", – сказал Мезенцев.

По его словам, ондулятор уже изготовлен, ожидается поставка самого криостата. После поставки в Великобританию ондулятора туда же поедут специалисты ИЯФ СО РАН для его сборки.

"Ну и дальше пройдут испытания уже на кольце. Он должен ставиться на сам комплекс, но пока не обговорено, когда ставить, потому что это не так просто и должно быть сфазировано с работой самой установки", – отметил Мезенцев.

Стоимость ондулятора составляет около €1 млн. Отдельного обслуживания ондулятор не требует, специалистам нужно лишь менять резинки-уплотнители раз в полтора года, отметил ученый.