Биологи открыли ген, связанный с появлением угрей на коже

Благодаря этому появляется надежда на создание эффективного лекарства против угрей

ТАСС, 21 октября. Молекулярные биологи выяснили, что вероятность появления угрей на коже зависит от уровня активности гена GATA6, который управляет ростом определенных типов клеток в волосяных луковицах. Статью с выводами ученых и описанием возможного лечения угрей опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Мы выяснили, что ген GATA6 играет важнейшую роль в функционировании верхних слоев кожи человека, которые связаны с волосами и сальными железами. Из-за его потери возникают типичные нарушения в их работе, в результате чего появляются угри. Соответственно, изучение нарушений в его работе откроет дорогу для создания новых методов лечения угрей", – пишут исследователи.

По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), угри остаются самой распространенной дерматологической проблемой в мире. Они поражают примерно 650 млн людей, подавляющее большинство которых – подростки и молодые люди.

Как правило, угри – следствие развития хронических воспалений так называемого сально-волосяного слоя кожи. Эти воспаления появляются из-за того, что в протоках сальных желез накапливаются мертвые клетки и кожные выделения. Традиционно считается, что угри появляются из-за нарушений в работе гормонов во время полового созревания, а также размножения определенных видов микробов в сальных железах.

Молекулярные биологи под руководством профессора Королевского колледжа Лондона (Великобритания) Фионы Уатт открыла возможную генетическую подоплеку развития угрей. Ученые исследовали, как меняется характер работы различных генов в клетках кожи мышей и человека при появлении угрей и во время полового созревания.

Генетическая защита от угрей

Внимание биологов привлек участок GATA6, который играет роль своеобразного стоп-сигнала, помогая коже избегать чрезмерно быстрого размножения кератиноцитов – одного из главных типов ее клеток. Уатт и ее коллеги обратили внимание, что кератиноциты играют важную роль в развитии угрей, помогая "пробкам" формироваться в сальных железах.

Биологи детально изучили, как этот ген работает в здоровых клетках кожи, а также как его активность меняется при появлении угрей. Оказалось, что у людей с угрями активность GATA6 во всех клетках сально-волосяного слоя кожи была гораздо ниже вне зависимости от того, насколько сильными были воспаления.

Если же его активность снижалась, то кератиноциты и еще один тип клеток кожи, себоциты, начинали размножаться активнее и распространяться по волосяным луковицам, сальным железам и связывающим их протокам. Если ученые принудительно "включали" GATA6, это подавляло их размножение и не давало пробке внутри протоков сформироваться.

Когда ученые вводили в питательную среду с образцами волосяных луковиц молекулы ретиноевой кислоты – пока единственного средства для борьбы с угрями, – то уровень активности этого гена повышался. Если же GATA6 удаляли, это резко снижало силу действия ретиноевой кислоты на клетки кожи.

Уатт и ее коллеги заключают, что их результаты дают надежду на то, что дальнейшие эксперименты помогут ученым найти более безопасные методы управления активностью GATA6. Возможно, благодаря этому ученые создадут первые безопасные и действенные средства от угрей.