Российские ученые впервые исследовали генетический механизм возникновения сколиоза

Для исследования ученые использовали эмбрионы цыплят

НОВОСИБИРСК, 21 октября. /ТАСС/. Группа ученых научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (НИИТО) им. Я. Л. Цивьяна создала модель развития сколиоза на курином эмбрионе. Ученым впервые удалось исследовать генетический механизм возникновения искривления позвоночника, что позволит в будущем влиять на развитие этого заболевания, сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе института.

Идиопатический сколиоз - это тяжелая патология, которая, по данным ученых, поражает 2-3% детей школьного возраста во всем мире. Заболевание характеризуется прогрессирующей в процессе роста деформацией позвонков, приводящей к искривлению ребер и грудной клетки, при этом страдают органы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В итоге больные с тяжелым искривлением позвоночника становятся инвалидами. Для того, чтобы выяснить генетическую природу этого заболевания, ученые решили провести эксперимент и отследить развитие сколиоза у эмбрионов цыплят.

"Мы получили сколиоз, просто блокировав ген, и задержали эти клетки там, где они приводят к такой патологии. Мы пытаемся по существу создать модель и управлять движением клеток нервного гребня", - приводит пресс-служба слова руководителя проекта доктора медицинских наук Аллы Зайдман.

Для исследования ученые использовали эмбрионы цыплят, которым через скорлупу в спинной мозг на определенном этапе развития вводилась генетическая конструкция siPHК, которая блокирует миграцию клеток нервного гребня в формирующемся позвоночнике, и в связи с этим возникает сколиотическая деформация. Модель новосибирских ученых стала первой моделью развития сколиоза для двуногих животных, то есть она максимально близко описывает процессы развития сколиоза, характерные для организма человека.

Кроме сколиоза некоторые цыплята также приобрели другой недуг - врожденный вывих бедра. По словам Зайдман, это дает основание предполагать, что за развитие этого отклонения отвечает тот же ген, что и за развитие сколиоза. "Вывих бедра - это редкая патология, заслуживающая внимания, потому что если ее не лечить, то человек остается на всю жизнь инвалидом. Пока этиология врожденного вывиха бедра неизвестна. Для ортопедии это очень ценно, потому что если ты знаешь этиологию, то можно как-то вмешиваться. Мы считаем, что, вероятно, тот же ген", - пояснила Зайдман.

Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я. Л. Цивьяна - крупнейшее в России многопрофильное медицинское учреждение, занимающееся лечением заболеваний в области травматологии, ортопедии, нейрохирургии. В 2012 году на базе НИИ был создан первый в России медицинский технопарк, который объединяет производителей высокотехнологичного медицинского оборудования, протезов и имплантатов.

В материал в 14:54 мск внесена правка: заголовок, первый, третий и четвертый абзацы приводятся в новой редакции