На Шри-Ланке нашли новый вид рогатой ящерицы

Представители этого вида отделились от ближайших родственников пять миллионов лет назад

ТАСС, 14 октября. Зоологи описали новый вид рогатых агам из тропических лесов Шри-Ланки – Ceratophora ukuwelai. Благодаря этому ученые больше узнают об эволюции этих ящериц, пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова. Описание нового вида опубликовал научный журнал Amphibian and Reptile Conservation.

"К сожалению, C. ukuwelai рискует исчезнуть вскоре после открытия. За десять учетов в лесу Сальгала исследователи встретили всего пять особей этого вида, что говорит о его редкости. Кроме того, среда обитания новой рогатой агамы, и без того небольшая по площади, быстро сокращается под натиском плантаций и застройки", – сказал один из авторов статьи, доцент МГУ Николай Поярков.

Рогатые агамы (Ceratophora) живут в тропических лесах Шри-Ланки. Науке известно пять их видов, три из которых ученые описали еще в XIX веке, а два – в конце XX века. В новом исследовании зоологи доказали, что на планете существует и шестой их вид. Для этого они изучили самый распространенный вид рода – C. aspera. Эта ящерица населяет равнинные и предгорные тропические леса юго-запада Шри-Ланки.

Для анализа исследователи взяли музейные образцы и живых ящериц. Оказалось, что рогатые агамы из леса Сальгала на северной границе тропических лесов заметно отличаются от обычных C. aspera пропорциями и расположением чешуек. Генетический анализ подтвердил, что предки двух рогатых агам разделились еще в миоцене, более 5 млн лет назад.

В результате популяцию рогатых агам из леса Сальгала выделили в новый вид. Их назвали Ceratophora ukuwelai в честь шри-ланкийского герпетолога Канишки Укувелы.

Еще одним отличием между разными видами рогатых агам оказались размер и форма "рога". Чтобы выяснить, в чем причина такого разнообразия, ученые построили генеалогическое древо для этого рода и двух других шри-ланкийских агам. Оказалось, что наличие и длина "рогов" у отдельных видов слабо коррелируют с их эволюционной близостью.

"Разные виды ящериц не унаследовали "рога" от общего предка. У представителей отдельных семейств строение этих структур сильно отличается, поэтому герпетологи предполагают, что в процессе эволюции они возникали независимо и неоднократно. Одним ящерицам "рога", вероятно, служат для брачных ритуалов, в то время как другим помогают маскироваться", – заключил Николай Поярков.