Коронавирус застали за провоцированием тяжелых поражений тканей глаз

Множество частиц вируса китайские ученые нашли в клетках глаз пожилой пациентки, которая недавно перенесла COVID-19

ТАСС, 8 октября. Внутри клеток глаз переболевшей коронавирусной инфекцией женщины, у которой впоследствии начались серьезнейшие проблемы со зрением, китайские офтальмологи нашли множество фрагментов белковой оболочки частиц SARS-CoV-2. Это говорит о том, что коронавирус нового типа может поражать далеко не только клетки легких и слизистой оболочки. Статью с описанием этого случая опубликовал научный журнал JAMA Ophthalmology.

Практически с первых дней после начала вспышки коронавирусной инфекции ученые знают, что SARS-CoV-2 поражает клетки не только в легких, но и слизистой оболочки носа, пищевода, сосудов и сердца, а также других органов.

Ученые предполагают, что эта особенность вируса может объяснять то, почему многие заболевшие COVID-19 не только страдают от нарушений в работе органов дыхания, но и теряют чувство обоняния. Кроме того, у них возникают проблемы с пищеварением и сбои в работе кровеносной системы.

Группа китайских офтальмологов под руководством научного сотрудника Центральной больницы Гуаньчжоуского военного округа в Ухане Сяо Чэня открыла еще один путь распространения коронавируса нового типа. В своей последней статье они описали историю болезни пациентки, которая обратилась в больницу, пожаловавшись на боли в глазах и проблемы со зрением.

Незадолго до появления этих симптомов 64-летняя китаянка перенесла относительно легкую форму COVID-19. Врачи не подключали ее к системе искусственного дыхания и не предпринимали других серьезных мер. Однако через две недели после выписки из больницы у женщины начал болеть левый глаз, а потом ее зрение стало слабеть.

Вирусная угроза для зрения

Когда женщину госпитализировали повторно, врачи диагностировали у нее чрезвычайно высокое внутриглазное давление, отек роговой оболочки глаза, помутнение хрусталика и другие серьезные нарушения в работе тканей органов зрения. Однако почему все это произошло, офтальмологи сперва не понимали.

Лекарства не помогли снизить давление, из-за чего женщине провели операцию, аналогичную тем, которые проводятся при лечении тяжелых форм глаукомы. Во время операции ученые взяли пробы тканей ее глаза и детально изучили их в надежде выяснить причину потери зрения.

Исследование неожиданно для офтальмологов показало, что в клетках глаза женщины было множество мелких частиц неизвестного происхождения. По форме они были похожи на оболочку коронавируса нового типа. Затем врачи изучили образцы тканей глаза другого пациента, который страдал от обычной глаукомы и не переносил COVID-19. В них подобных частиц не было.

Убедившись в их инородности, медики извлекли эти частицы из клеток и обработали антителами, которые могут соединяться с оболочкой SARS-CoV-2. Это подтвердило, что подобные включения в клетках глаз действительно были связаны с SARS-CoV-2, несмотря на то, что из других частей организма пациентки вирус давно исчез.

Исследователи надеются, что дальнейшие опыты на животных помогут им понять, как вирус проникает в клетки глаз, как часто он вызывает подобные повреждения при заражении и какова вероятность того, что из тканей органов зрения он может проникать в легкие и другие части тела, уязвимые для инфекции.