ТАСС, 7 октября. Нобелевской премии за разработку метода редактирования генома CRISPR/Cas9 были достойны не только Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна, но и другие ученые, которые участвовали в исследовании этого бактериального "антивируса" и его адаптации для других целей. Об этом ТАСС рассказал профессор Сколковского института науки и технологий Константин Северинов.
"Дженнифер [Дудна] и Эммануэль [Шарпантье] первыми показали, что эту систему можно использовать для программируемого разрезания ДНК. Помимо их научных команд, есть и, условно говоря, "невоспетые герои" CRISPR/Cas9. К примеру, это литовский ученый Виргиниюс Шикшнис. Его группа показала, что эту систему можно использовать для редактирования генома в пробирке. Однако, в силу определенных обстоятельств, их работа вышла позже и не в столь престижном журнале, как статьи Дудны и Шарпантье. Это могло повлиять на выбор Нобелевского комитета", – отметил Северинов.
За миллионы лет эволюции вирусы постепенно научились обходить защитные системы микробов. В ответ на это бактерии разработали своеобразный генетический "антивирус" – систему CRISPR/Cas9, – которая находит следы вирусной ДНК в геноме микроба, вырезает ее или заставляет бактерию самоуничтожиться. Вирусы-бактериофаги, в свою очередь, научились подавлять работу CRISPR/Cas9, что открыло новый виток этой биологической "гонки вооружений".
Изучение перипетий этой войны позволило Шарпантье, Дудне и их коллегам, а также группе ученых под руководством молекулярного биолога из Массачусетского технологического института (США) Чжан Фэна приспособить эту систему для решения совсем других задач – редактирования генома человека и других многоклеточных живых существ.
За последние пять лет ученые, в том числе научные группы под руководством профессора Северинова, открыли несколько других разновидностей этого бактериального "антивируса". Они превосходят CRISPR/Cas9 в точности редактирования или позволяют менять структуру молекул РНК, а не ДНК. Два года назад китайский молекулярный биолог Цзянькуй Хэ заявил, что использовал CRISPR/Cas9 для создания первых "генномодифицированных" детей, почти неуязвимых для ВИЧ.
"Я думаю, что вручение Нобелевской премии никак не повлияет на статус и общественное восприятие CRISPR/Cas9. Эта технология редактирования генома и так у всех на слуху и вряд ли вручение премии как-то повлияет на ее имидж как в положительную, так и в отрицательную сторону", – заключил ученый.