Ученые томского вуза нашли способ точечно убивать раковые клетки при помощи света

По словам ученых, речь идет об использовании в химиотерапии органического вещества алкилвердазил, которое нетоксично для человека, но под воздействием света распадается, убивая клетки вокруг

ТОМСК, 6 октября. /ТАСС/. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) совместно с коллегами из Франции нашли способ обезопасить химиотерапию и локально -не влияя на здоровые клетки - уничтожать опухоль. Для этого исследователи предлагают использовать органическое вещество, которое становится токсичным только при воздействии света и, соответственно, позволяет уничтожать опухоль строго в том месте, куда направлен световой пучок, сообщили журналистам в пресс-службе вуза.

"Сейчас одним из самых распространенных методов лечения является химиотерапия, в результате которой гибнут, в том числе, здоровые клетки. Мы стремимся сократить область атаки с помощью строго локализованной области воздействия препарата, точнее - активных радикалов (частиц). Они быстро атакуют соседние клетки и при правильной дозировке и подходе не дают злокачественному образованию распространиться по организму", - цитируется в сообщении один из исследователей, ассистент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Павел Петунин.

Как пояснил ТАСС Петрунин, речь идет о новом способе химиотерапии при помощи органического вещества алкилвердазил, которое нетоксично для человека, однако под воздействием света начинает распадаться, убивая клетки вокруг. Главная отличительная особенность данного вещества - возможность взаимодействовать с мягким инфракрасным излучением, которое проходит сквозь кожу и не вредит человеку. Другие вещества с похожим принципом действия требуют сильного и вредного для организма ультрафиолетового излучения.

К настоящему моменту ученые уже создали нужные молекулы вещества, описали способ, изучили влияние света и тепла на терапевтическое действие на основе данной технологии и нашли возможность менять скорость распада молекулы до активного состояния. Результаты были опубликованы в журнале Physical Chemistry. В дальнейшем планируется создать непосредственно лекарственный препарат и задать ему порог срабатывания (избежать риска распада при свете от обычной лампочки или солнечного света).

О борьбе с онкологией в Томской области

По данным областной администрации, за счет реализации федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" (входит в нацпроект "Здравоохранение") в регионе к 2024 году рассчитывают сократить смертность от новообразований с 218,1 до 205 случаев на 100 тыс. Выявление рака на ранней стадии должно вырасти с 57,2% до 63%.

Национальный проект "Здравоохранение" предполагает достижение до 2024 года результатов снижения показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.