В Европейском космическом агентстве рассказали о судьбе миссии на Венеру

Венера NASA/JPL-Caltech
Описание
Венера
© NASA/JPL-Caltech

ПАРИЖ, 24 сентября. /Корр. ТАСС Арина Лебедева/. Европейское космическое агентство (ЕКА) работает над научной программой миссии на Венеру EnVision. Окончательное решение о ее судьбе организация примет в июне 2021 года. Об этом в интервью корреспонденту ТАСС ​​​​​​ рассказал директор ЕКА по науке Гюнтер Хасингер.

Хасингер отметил, что ЕКА с большим интересом следило за недавним обнаружением фосфина в атмосфере Венеры. По его словам, "прогресс в нашем понимании происхождения биомаркеров в атмосферах планет – крайне важный шаг к конечной цели по обнаружению жизни" за пределами Земли.

Неделю назад научный журнал Nature Astronomy опубликовал результаты работы международной группы ученых под руководством астрофизика Джейн Гривс из Кардиффского университета. С помощью двух наземных телескопов астрономы засекли в атмосфере Венеры следы газа фосфина (PH3). На Земле этот газ зачастую вырабатывают анаэробные бактерии – то есть те, которые могут жить без кислорода. Несмотря на то, что источником фосфинов могут быть не только живые организмы, эти результаты взбудоражили ученых по всему миру.

Индикатор жизни на Венере

Ученый подчеркнул, что исследователи ЕКА "внимательно следят за биомаркерами в атмосфере планет, поскольку использование и тестирование этих методов в Солнечной системе, как сейчас в случае с Венерой, открывает захватывающие перспективы и поддерживает усилия, прилагаемые агентством".

"Что касается исследования Венеры, то агентство изучает научные аспекты миссии к Венере EnVision в сотрудничестве с NASA", – рассказал Хасингер. Он добавил, что "недавние открытия делают этот проект еще более привлекательным".

Согласно проекту EnVision, ученые хотят создать радиолокационную карту Венеры для того, чтобы исследовать атмосферу планеты. По словам Хасингера, благодаря EnVision астрономы смогут узнать, "активна ли Венера с геологической точки зрения, как планета развивалась со временем, как атмосфера Венеры связана с ее геологией, как устроена она внутри".

"Все это критически важные вопросы, на которые необходимо ответить, если мы хотим понять, действительно ли присутствие фосфина в атмосфере Венеры связано с наличием жизни", – подчеркнул ученый.

Хасингер считает, что "миссия EnVision необходима для того, чтобы перейти от предположений о том, что фосфин "может быть" индикатором жизни на Венере, к утверждению о том, что этот газ – подтвержденный признак существования жизни на планете". Ученый рассказал, что "окончательное решение относительно исследования Венеры ЕКА примет в июне следующего года".

По его словам, "открытие жизни за пределами Земли – наивысший приоритет для Европейского космического агентства. Кроме того, организация уже выполняет и готовит серию экзопланетных миссий с использованием орбитальной обсерватории CHEOPS и научных космических аппаратов PLATO и ARIEL.

Другие исследования

Как отметил собеседник агентства, сейчас ЕКА "сосредоточено на ряде миссий по исследованию Солнечной системы". "Агентство уже выполняет и готовит экспедиции вокруг Марса", – подчеркнул Хасингер. Например, зонд Mars Express и модуль Trace Gas Orbiter миссии ExoMars  при содействии Роскосмоса уже давно работают на орбите Марса. "Запуск марсохода ExoMars и наземной платформы для проведения научных исследований планируется в 2022 году", – добавил представитель ЕКА.

Кроме того, через два года "ЕКА будет исследовать спутники Юпитера, также многообещающее место для жизни", – заключил ученый.