На основе биополимеров создали материал, останавливающий кровотечения

Кроме того, что этот материал может склеивать раны, он еще и защищает их от заражения

ТАСС, 7 сентября. Ученые из России выяснили, что кровотечения можно останавливать с помощью материала, который состоит из наночастиц серебра и биополимерных волокон, похожих по составу на вещества из стенок клеток водорослей и панцирей ракообразных. Об этом пишет пресс-служба РХТУ имени Менделеева со ссылкой на статью в International Journal of Polymeric Materials and Polymeric Biomaterials.

"Спектр материалов, которые используются для обработки ран, очень большой. Основные отличия нашего материала заключаются в его действительно высокой сорбционной емкости и биосовместимом способе получения без химических сшивающих агентов. Он состоит из природного альгината и хитозана, а также наночастиц микробиологического серебра", – рассказала Мария Гордиенко, доцент РХТУ и один из авторов исследования.

Гражданские и военно-полевые хирурги постоянно сталкиваются с тем, что все существующие методы остановки кровотечений и ликвидации ран несовершенны. В частности, большую часть серьезных ран достаточно сложно за короткое время зашить хирургическими нитками, а быстрые способы их фиксации, к примеру, при помощи обычного супер-клея, небезопасны для организма человека.

В последние два десятилетия химики и биологи пытаются найти решение этой проблемы в природе, изучая клейкие вещества, которые используют животные и растения. К примеру, недавно химики создали несколько аналогов белкового клея, которым ракушки прикрепляют себя к скалам. Эти вещества хорошо работают во влажной среде, однако у них есть другие недостатки, в том числе низкая прочность, которые накладывают ограничения на их применение.

Природная "заплатка" для ран

Российские ученые придумали решение для этой проблемы. Они разработали материал, который может останавливать кровотечения, ускорять заживление ран и при этом отводить излишки жидкости из раны и защищать от инфекций. Он состоит из трех компонентов – наночастиц серебра и двух типов биополимеров, хитозанов и альгинатов. Хитозан составляет основу панцирей ракообразных и оболочек клеток грибов, а альгинаты содержатся в клеточных стенках водорослей.

"На основе альгината создают гидрогели – нерастворимые в воде губки, способные набирать и отдавать большие объемы жидкости. Но чтобы эти губки не растворялись в воде их структуру нужно сшить с помощью сшивающих агентов, которыми чаще всего выступают разные токсичные химические реагенты, а мы заменили их на хитозан. Он образует связи с альгинатом, что приводит к формированию геля, который сохраняет свою стабильность и при погружении в раствор", – пояснила Гордиенко.

Хитозан, по ее словам, благодаря бактерицидным свойствам решает и другую задачу. Аналогичную роль играют наночастицы серебра, которые уже применяют для подобных целях на практике в составе других медицинских средств. Ученые отмечают, что их тоже получили природным путем, с помощью специальной культуры грибов, которая может расти в среде, богатой ионами серебра.

Как показали последующие опыты на культурах бактерий, первые прототипы "губок" из подобного материала успешно сдерживали атаки микробов на протяжении длительного времени. Это говорит об их ярко выраженных обеззараживающих свойствах. В ближайшее время ученые планируют провести опыты на животных, а также создадут новую версию этого материала, которую можно будет использовать для разделения крови на фракции.