В лунных породах нашли следы земного кислорода

Ученые предполагают, что молекулы кислорода попали на Луну благодаря солнечному ветру

ТАСС, 3 сентября. На поверхности полюсов Луны планетологи обнаружили большие залежи гематита – железной руды, – который сформировался на поверхности спутника благодаря кислороду из атмосферы Земли. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

"На видимой стороне Луны мы нашли больше гематита, чем ожидали, то есть залежи этого минерала могут быть связаны с Землей. Это открытие может поменять наши представления о том, как выглядят и устроены приполярные области Луны. Земля могла играть важную роль в эволюции ее поверхности", – рассказал один из авторов исследования, планетолог из Гавайского университета (США) Шуай Ли.

Планетологи считают, что Луна образовалась в результате столкновения Земли и ее прародительницы, Тейи – протопланетного тела размером с Марс. После столкновения вещество из двух небесных тел смешалось, после чего фрагменты Тейи и материи коры прото-Земли попали на околоземную орбиту, где впоследствии и сформировалась Луна. Эта теория хорошо объясняет массу спутника Земли и некоторые особенности ее облика, в частности, то, что на ее поверхности ученые не находили соединений железа.

С другой стороны, это частично противоречит тому, что химический и изотопный состав Земли и Луны практически неотличимы друг от друга. Это почти невозможно объяснить, если предположить, что значительную часть своей материи Луна "унаследовала" от Тейи. Дело в том, что это небесное тело возникло в другом регионе Солнечной системы, то есть в ее материи изотопы и различные редкие элементы содержатся в других концентрациях, нежели на Земле.

В ходе своего последнего исследования Шуай Ли и его коллеги из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA изучали данные спектрометра M3, который был установлен на борту индийского лунного зонда "Чандраян-1". По итогам работы они выяснили, что минералы с железом в составе все же встречаются на поверхности Луны.

Следы древней Земли на современной Луне

"Когда я изучал данные, которые M3 собрал в приполярных областях Луны, то обнаружил несколько особенностей в спектре местных пород. Они сильно отличались от того, как устроены образцы лунного грунта, которые на Землю доставили "Аполлоны", и от спектра лунных минералов из низких широт", – пояснил планетолог.

Изначально Ли предполагал, что эти линии могли принадлежать веществам, которые возникли в результате реакций между породами Луны и водой, которая в больших количествах есть в затененных кратерах. Проследив за распределением этих необычных залежей и детально изучив их спектр, специалисты NASA пришли к выводу, что там не соединения воды, а гематит – минерал, который состоит из железа и кислорода.

Эта порода широко распространена на Земле, однако, опираясь на общепринятые теории формирования Луны и ее типичном химическом составе, ученые считали, что подобные породы не могут существовать на ее поверхности. Замеры "Чандраяна-1" показали, что это на самом деле не так. Поэтому ученые стали искать возможный источник гематита.

"Я обратил внимание на данные японского зонда "Кагуя". Он обнаружил, что солнечный ветер может выбивать молекулы кислорода из верхних слоев атмосферы Земли и доставлять их на поверхность Луны тогда, когда она находится в магнитном "хвосте" нашей планеты. Это позволяет предположить, что запасы гематита на Луне своим происхождением обязаны земному кислороду", – продолжил Ли.

Ученые надеются, что их теорию можно будет проверить на практике уже в ближайшее время, когда астронавты из программы Artemis доставят на Землю образцы пород из приполярных регионов Земли. Если эта идея подтвердится, то запасы "земного" кислорода на Луне можно будет использовать для того, чтобы изучать, как менялся химический состав атмосферы нашей планеты на протяжении всего времени ее существования, подытожили планетологи.