В лимфатических узлах свиней вырастили "запасную" печень

При этом чем сильнее был поврежден "основной" орган, тем больше печени вырастало в лимфатических узлах

ТАСС, 24 августа. Американские ученые спасли нескольких свиней от гибели, вырастив внутри них "запасную" печень. Для этого специалисты использовали лимфатические узлы из одиночных стволовых клеток печени. Ученые надеются, что с помощью такой технологии можно будет спасать жизни больных с тяжелыми формами цирроза. Результаты исследования опубликовал научный журнал Liver Transplantation.

"Мы выяснили, что то, будет ли восстановление печени успешным, зависит от того, где оно происходит. Если гепатоциты попадут в правильное место, и при этом "основная" печень не справляется со своими задачами, то эти клетки могут сформировать "внешнюю" печень в лимфатических узлах", – рассказал один из авторов работы, доцент Питтсбургского университета (США) Эрик Лагасс.

В отличие от большинства человеческих органов, печень может восстанавливаться даже при достаточно сильных травмах и повреждениях благодаря особенностям ее клеток, гепатоцитов. Они сохраняют способность к делению и начинают активно размножаться, если значительная часть печени повреждена. Этой особенностью печени активно пользуются трансплантологи при лечении тяжелых форм цирроза, гепатита и других болезней. Как правило, врачи имплантируют пациенту с такими повреждениями половину печени донора.

Несмотря на это, донорской печени на всех пациентов не хватает. Поэтому биологи и медики ищут альтернативные способы восстановить работоспособность печени. К примеру, последние несколько лет биологи пытаются вырастить печень с помощью стволовых клеток. Первые эксперименты такого рода ученые провели на мышах и крысах.

Десять лет назад Лагасс и его коллеги открыли более "экономный" и простой метод временного восстановления работы печени, экспериментируя с гепатоцитами мышей. Ученые обнаружили, что если имплантировать эти клетки в лимфатические узлы мышей, которые страдают от генетически обусловленного цирроза, то они могут образовывать своеобразную "запасную" печень,.

Вторая печень

Американские биологи попытались воспроизвести этот феномен в опытах на свиньях. По размерам и физиологии эти животные похожи на человека в гораздо большей степени, чем традиционные лабораторные животные, поэтому трансплантологи часто экспериментируют с ними.

Создав необходимые для этого приборы и методики работы с культурами клеток печени, ученые проверили их на шести свиньях. Исследователи временно "отключили" их печень от организма, пережав артерию и удалив часть органа.

Параллельно ученые извлекли из печени свиней гепатоциты, размножили их и ввели в лимфатические узлы в брюхе этих животных. Впоследствии ученые поддерживали жизнь свиней и наблюдали за тем, как менялось состояние имплантированных клеток печени.

Опыты показали, что во всех шести случаях гепатоциты успешно прижились в лимфатических узлах и сформировали структуры, которые нейтрализовали различные токсины и выполняли другие функции печени, в том числе и производство желчи. Благодаря этому подопытные животные не умерли от накопления опасных веществ в крови несмотря на частичную потерю печени.

Что интересно, чем сильнее была повреждена "основная" печень, тем больше в лимфатических узлах формировалось "запасной". Это говорит о том, что организм животных каким-то образом контролировал рост гепатоцитов.

Все это, как считают ученые, говорит о том, что подобные органы можно использовать для спасения жизней пациентов, которым нужна пересадка печени, или же для полного восстановления ее функций. Но это будет возможно только в том случае, если биологи смогут узнать, по каким механизмам гепатоциты размножаются внутри лимфатических узлов.