Полосам зебр предложили новое объяснение

Роль зебр в исследовании играли лошади в полосатых или клетчатых попонах

ТАСС, 19 августа. Зоологи выяснили, что полоски на шкурах зебр действуют на атакующих их насекомых не так, как ученые предполагали раньше. Для этого исследователи надевали на лошадей попоны с разным рисунком. Результаты исследования опубликовал научный журнал Proceedings of the Royal Society B.

"Мы показали, что слепней отпугивает не только характерный для зебр полосатый окрас, но и шахматный узор. Это не только приближает нас к разгадке того, почему у шкуры зебр такой необычный окрас, но и оно поможет фермерам защищать свой скот от атак кровососущих насекомых", – рассказал один из авторов исследования, профессор Бристольского университета (Великобритания) Тим Каро.

Шкуры многих животных, в том числе зебр, тигров или других кошек, покрыты контрастными полосками. Ученые уже несколько веков спорят о том, по какой принцип лежит в их основе, а также для каких целей они нужны.

Британский математик Алан Тьюринг еще в середине прошлого века выяснил этот принцип. Полоски возникают внутри эмбрионов этих животных в результате взаимодействий двух сигнальных молекул, которые распространяются по всему эмбриону с разной скоростью. Схожим образом формируются и другие структуры, например, пальцы на руках и ногах человека, а также пятна на шкурах леопардов.

Несмотря на это, смысл полосок до сих пор остается предметом споров среди биологов. До недавнего времени многие ученые считали, что они помогают зебрам скрываться от хищников, сливаясь с растительностью. Другие исследователи предполагали, что полоски играют важную роль в социальной жизни зебр, а также помогают им избавляться от излишков тепла.

Обман зрения

Год назад британские биологи доказали, что это не так. Они обратили внимание, что находясь рядом с зебрами или замаскированными под них лошадьми, кровососущие насекомые вели себя странным образом. Наблюдения показали, что насекомые редко пытались садиться на подобных животных, а сесть на зебр или лошадей им удавалось еще реже.

После публикации результатов этого исследования многие биологи-теоретики предположили, что из-за окраски зебр у слепней начинаются проблемы со зрением. Дело в возникновении особой зрительной иллюзии, которую ученые называют "эффектом щели" или "эффектом апертуры". Он проявляется, в частности, когда человек смотрит на вращающийся столб, покрытый разноцветными спиральными полосками.

Если столб движется достаточно быстро, многим наблюдателям кажется, что полоски движутся не вбок, как на самом деле, а вверх или вниз. Подобные оптические иллюзии, как предположили тогда ученые, могли сбивать слепней с толку и заставлять их считать, что зебра находится дальше, чем на самом деле.

Профессор Каро и его коллеги проверили, так ли это на самом деле, повторив свой эксперимент с лошадьми. На этот раз биологи использовали несколько разных типов попон – темные, серые, с вертикальными или горизонтальными полосками, а также клетчатую. Последний узор, как показывают опыты на добровольцах, ликвидирует оптические иллюзии, связанные с "эффектом апертуры".

К большому удивлению биологов, в опытах с мухами этого не произошло. Они одинаково часто ошибались при посадке как на полосатую, так и на клетчатую попону. Это говорит о том, что узоры на шкуре зебр влияют на зрение слепней иначе, а также свидетельствует о том, что кровососам может мешатаь самая разная окраска.

Последующие наблюдения и опыты, как надеются исследователи, помогут им найти и другие подобные узоры. С их помощью можно защитить домашний скот от кровососущих насекомых, а также понять, что мешает слепням садиться на зебр и лошадей в клетчатых попонах.