Новая оценка объема пластикового мусора в Атлантике превысила прежнюю почти в 10 раз

По расчетам ученых, всего там от 12 до 21 миллиона тонн микропластика. И это только тот, что относится к трем самым распространенным видам

ТАСС, 18 августа. Британские океанологи выяснили, что в верхних слоях Атлантического океана, на глубине до 200 метров, плавает от 12 до 21 млн тонн пластикового мусора. Это примерно в десять раз больше, чем показывали прошлые замеры. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Ранее мы никак не могли совместить теоретические оценки количества пластика в океане с тем, как много его находили в Атлантике. Это было связано с тем, что в прошлом ученые не искали "невидимые" частицы микропластика на большой глубине. Мы провели первые подобные замеры по всей Атлантике, начиная с берегов Британии и заканчивая Фолклендскими островами", – рассказала Екатерина Поборцева, океанолог из Национального океанографического центра Великобритании и один из авторов исследования.

Каждый год в сточные воды и на свалки по всему миру попадает примерно 300 млн тонн пластикового мусора. Большую его часть почвенные микробы не могут разложить, поэтому этот мусор остается в почти нетронутом виде на протяжении десятков и даже сотен лет. Когда он попадает в Мировой океан, то сбивается в огромные скопления, подобные так называемому Большому тихоокеанскому мусорному пятну.

Как показывают наблюдения ученых, в воде эти частицы долго не задерживаются: их поедают морские животные. Как выяснили канадские исследователи два года назад, каждый год человек в среднем проглатывает от 40 до 60 тыс. микрочастиц пластика.

Пластиковое загрязнение Атлантики

Поборцева и ее коллега Ричард Лэмпитт впервые детально исследовали, как много пластикового мусора есть в верхних 200 метрах Атлантического океана. Для этого океанологи проплыли практически всю Атлантику на борту исследовательского судна "Джеймс Кларк Росс", периодически собирая пробы воды с разных глубин.

Проанализировав их содержимое, ученые выловили все частицы полиэтилена, полипропилена и полистирола – трех самых распространенных форм пластика – и оценили их массу и объем во всей верхней прослойке Атлантического океана. Оказалось, что раньше его объем значительно недооценивали. По оценкам ученых, она составляет не 2 млн тонн, как считали раньше, а от 12 до 21 млн тонн.

"Если мы предположим, что концентрация пластикового мусора по тому же принципу меняется по всей толще океана, то в водах Атлантического океана должно скрываться около 200 млн тонн мусора – причем речь идет только об этих трех видах пластика. В таком случае наши оценки тоже окажутся чрезмерно оптимистичными", – добавил Ричард Лэмпитт.

Последующие наблюдения и заборы воды из глубинных слоев океана, как надеются ученые, помогут еще точнее оценить количество пластика. Это необходимо для того, чтобы оценить, с какой скоростью пластик оседает на дно Атлантического океана и как много его может быть в отложениях грунта. Это важно для прогнозирования экологических последствий подобного загрязнения, подытожили исследователи.