Космонавты Котов и Рязанский установили видеокамеры на служебном модуле МКС "Звезда"

В ближайшее время российский ЦУП проверит, работает ли новая аппаратура

КОРОЛЕВ /Московская область/, 27 января. /ИТАР-ТАСС/. Российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский, работающие в открытом космосе, установили на служебном модуле "Звезда" Международной космической станции (МКС) фото- и видеокамеры канадской компании UrtheCast. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе подмосковного Центра управления полетами (ЦУП).

В ближайшее время российский ЦУП проверит, работает новая аппаратура или нет. Это зависит от того, смогут ли камеры передать на Землю телеметрию. Если этого не произойдет, не исключено, что космонавтам вновь придется, как и в конце декабря, демонтировать камеры и вернуть их обратно на борт МКС.

Камеры высокого разрешения, которые должны делать снимки Земли с внешней поверхности МКС и на создание которых ушло три года, доставил на орбиту российский грузовой корабль "Прогресс М-21М" 30 ноября 2013 года. Во время выхода в открытый космос 27 декабря прошлого года Котов и Рязанский закрепили их на специальной платформе на корпусе модуля "Звезда" и подсоединили провода, однако в подмосковном ЦУПе так и не смогли получить с камер телеметрию. Космонавтам пришлось их демонтировать и вернуть на борт станции. Специалистам удалось установить, что причина отсутствия сигнала - в одном из кабелей на МКС.

Предполагается, что камеры станут круглосуточно передавать изображения поверхности Земли. "Корпус МКС - идеальное место для установки камер, которые позволят людям смотреть на самих себя из космоса без контроля со стороны какой-либо правительственной организации", - заметил ранее директор по вопросам технологии UrtheCast Дэн Лопес. Любой житель планеты, имеющий доступ в интернет, сможет бесплатно любоваться Землей на сайте компании, добавил он.

По словам одного из ведущих инженеров компании Лэрри Ривза, получаемые с камер изображения будет размещаться на сайте разработчика примерно с часовым опозданием.

Камеры способны делать снимки и видеозаписи с пространственным разрешением 1 м на обширной территории - от 51 градуса северной широты до 51 градуса южной широты, на которой проживают 90% населения планеты. На снимках с камер можно будет разглядеть автомашины, самолеты, морские суда, здания, стадионы и группы людей, но не их лица.

Предусматриваются также платные услуги для тех, кто захочет направить камеры на какое-то конкретное место на Земле. Компания UrtheCast ожидает, что среди ее клиентов будут правительства, организации и корпорации. По словам президента канадской фирмы Скотта Ларсона, информация с камер может быть использована, в частности, в образовательных и экологических целях, для отслеживания миграции животных, состояния лесов и сельскохозяйственных угодий, загрязнения водоемов, последствий землетрясений.