Ученые нашли в Сибири растение-дивергент, адаптирующееся к среде изменением формы листьев

По мнению исследователей, таким способом ветреница енисейская может приспосабливаться к различным условиям освещения

ТАСС, 7 августа. Ученые Сибирского федерального университета совместно с коллегами из Алтайского государственного университета обнаружили генетическую особенность растения ветреницы енисейской (Anemone jenisseensis) адаптироваться к окружающей среде за счет изменения формы листьев. Открытие может говорить о формировании новых подвидов растения, сообщили ТАСС в пятницу в пресс-службе СФУ.

Группа исследователей под руководством заведующей кафедрой геномики и биоинформатики СФУ Ирины Ямских изучила образцы ветреницы енисейской из разных популяции и нашла варианты с двумя различными "рисунками" центральной и боковых частей листьев: в одном случае они были цельными, в другом - глубоко разрезанными. После генетического анализа набора фрагментов ДНК растения ученые пришли к выводу, что эта особенность может стать признаком дивергенции - процесса появления различий признаков и свойств у представителей одного или близких видов растений в результате эволюции.

"Выявлено, что этот признак у ветреницы закреплен генетически. Предполагается, что степень рассечения листа является адаптацией к различным условиям освещения. В эволюционном аспекте ученые видят в этом действие процесса дивергенции, которая может привести к формированию новых подвидов ветреницы енисейской", - сказали ТАСС в пресс-службе вуза.

Биологи считают, что изучение морфологического и генетического разнообразия популяций растения позволит лучше понять, от чего зависит благополучие растения, каковы его перспективы в ближайшем будущем, и что можно предпринять, чтобы сохранить этот вид от уничтожения.

В рамках научной работы были изучены 10 природных популяций растения. Исследователи также определили наиболее благоприятные условия для произрастания ветреницы. Растение встречается как в лиственных, так и в светлохвойных и смешанных лесах, а также вырубках. Однако лучшие условия для жизни ветреницы созданы в подтаежных лесах Западного Саяна и Красноярской лесостепи.

Ветреница енисейская - многолетнее травянистое цветковое растение семейства лютиковых, распространенное в Красноярском крае и Хакасии, реже встречается в Томской, Кемеровской и Иркутской областях. Занесено в "Красную книгу Иркутской области" в качестве уязвимого вида.