Восприятие речи у собак оказалось схоже с человеческим

Простые и сложные сигналы распознают разные участки их мозга

ТАСС, 3 августа. Изменения в активности мозга собак в то время, когда те слышат речь хозяина, показали, что эти животные воспринимают ее примерно так же, как человек. Результаты работы венгерских нейрофизиологов опубликовал научный журнал Scientific Reports.

"Cпособность человека воспринимать членораздельную речь во многом уникальна. Наше исследование показало несколько интересных сходств в том, как мозг людей и собак обрабатывает слова и интонации. Их существование, однако, не говорит о том, что подобная система появилась в мозге собак именно для восприятия речи хозяев ", – рассказал один из авторов исследования, нейрофизиолог из Будапештского университета (Венгрия) Аттила Андикс.

За последние годы ученые выяснили, что для собак и других домашних животных характерны многие интеллектуальные способности и чертыи психики, которые раньше считались исключительной особенностью человека. Также ученые выяснили, что общение с людьми для них важно и само по себе.

К примеру, четыре года назад венгерские нейрофизиологи установили, что собаки умеют понимать интонации и смысл слов своих хозяев. Позже американские ученые выяснили, что эти животные общаются с людьми не ради еды, а ради внимания и позитивных эмоций, и что они умеют распознавать эмоции на лицах как знакомых, так и незнакомых людей.

"Изучение сходств и различий в том, как мозг людей и собак воспринимает речь, поможет нам понять, как наши предки научились членораздельно говорить. Мозг человека воспринимает речь иерархически, начиная с интонаций и заканчивая значением слов. Ранее мы выяснили, что собаки умеют различать интонации, что заставило нас задуматься о том, характерна ли эта иерархия и для них", – добавила коллега Андикса Анна Габор.

Секреты эволюции мозга

Руководствуясь подобными соображениями, венгерские исследователи проследили за тем, как менялась электрическая активность разных областей мозга собак в те моменты, когда они слышали от своего хозяина разные слова. Среди них были как выражения, которыми владельцы животных часто хвалили их, так и незнакомые для животных слова.

Ученые попросили добровольцев произносить эти слова и выражения с разными интонациями: как нейтрально, так и эмоционально. При этом исследователи наблюдали за тем, как менялся приток крови к разным участкам мозга животных с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Это показывает, активна или пассивна та или иная часть мозга.

Оказалось, что собаки тоже воспринимают речь иерархически. В частности, за обработку интонаций и эмоций отвечали субкортикальные слои их мозга, тогда как значение слов обрабатывали центры слуха в коре больших полушарий. Нечто похожее характерно и для мозга человека.

Наличие подобных сходств, по мнению венгерских нейрофизиологов, вряд ли связано только со способностью воспринимать звуки речи. Это показывает, что мозг млекопитающих анализирует все звуковые сигналы в целом. Более простые стимулы, в том числе интонации речи и эмоции, обрабатывают глубинные области мозга, которые возникли в далеком прошлом, а более сложные сигналы, например, значение слов, доступны лишь верхним слоям коры, которые сформировались относительно недавно с эволюционной точки зрения.

Изучение различий в их работе и того, как функционируют эти области в мозге собак и людей, как надеются венгерские исследователи, поможет им не только понять, как собаки воспринимают своих хозяев и весь окружающий мир в целом, но и узнать историю появления человеческой способности говорить.