Все новости

На успеваемость студентов больше всего повлиял их круг общения

Это работало как с отличниками, так и с двоечниками

ТАСС, 3 августа. Российские ученые проследили за тем, какие социальные факторы влияют на успеваемость студентов-первокурсников. Оказалось, что успехи в учебе сильнее всего связаны с кругом общения. Исследование опубликовал научный журнал PLOS ONE, кратко об этом пишет пресс-служба ВШЭ.

"Используя данные о динамике сетей дружбы, помощи и академической успеваемости, мы зафиксировали принципиальные различия в функционале этих связей. Так, мы показали, что обращение за помощью по учебе не приводит к росту успеваемости. А вот дружба с теми, кто хорошо учится – приводит", – рассказала София Докука, научный сотрудник Института образования ВШЭ и один из авторов исследования.

В последние годы социологи и специалисты в области образования начали детально изучать то, как различные социальные и психологические факторы влияют на успеваемость школьников и студентов. К примеру, четыре года назад исследователи из Брауновского университета (США) показали, что мобильные устройства в целом негативно влияют на успеваемость детей. Аналогичные закономерности ученые открыли в том, как на успеваемость влияет семья, склонность к самостоятельному обучению и различные хобби.

Польза дружбы для учебы

Российские исследователи изучили влияние одного из самых малоизученных факторов подобного рода – социальной среды, которая окружает студентов или школьников. Как отмечает Докука, традиционно считается, что общение с отличниками улучшает успеваемость других студентов. Однако численные показатели этого эффекта и механизмы его работы никто еще детально не изучал.

Специалисты из ВШЭ попытались заполнить этот пробел, проследив за тем, как два разных социальных фактора – дружба и взаимопомощь – влияли на успеваемость студентов-первокурсников экономического факультета вуза. Для этого они несколько лет наблюдали за успехами и неудачами нескольких десятков добровольных участников эксперимента, после чего проанализировали собранные данные, используя специально созданную для этого математическую модель.

Расчеты показали, что изначально студенты не выбирали друзей по их успеваемости, однако со временем их успехи в учебе становились схожими. В частности, первокурсники, которые общались в основном с отличниками и "хорошистами", достигали высоких успехов в обучении. Аналогичным образом дружба со студентами с низкой успеваемостью впоследствии снижала оценки изначально более успешных сверстников.

При этом взаимопомощь не так сильно влияла на успеваемость студентов, как дружба, несмотря то, что такой способ повышения успеваемости хорошо развит в российских вузах. Поэтому ученые предполагают, что университетам нужно побуждать "проблемных" студентов дружить с теми однокурсниками, которые достигают высоких успехов в обучении, что будет повышать и их собственную успеваемость.