Внутри останков сверхновой 1987 года "увидели" нейтронную звезду

Таким образом наблюдения телескопа ALMA подтвердили предположения теоретиков
Скопление пыли в центральной части сверхновой SN1987A (вставка), внутри которой может скрываться нейтронная звезда. Красный цвет показывает пыль и холодный газ в центре остатка сверхновой, зеленый и синий показывают, где расширяющаяся ударная волна от взорвавшейся звезды сталкивается с кольцом материала вокруг сверхновой.  ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), P. Cigan and R. Indebetouw; NRAO/AUI/NSF, B. Saxton; NASA/ESA
© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), P. Cigan and R. Indebetouw; NRAO/AUI/NSF, B. Saxton; NASA/ESA

ТАСС, 31 июля. Микроволновая обсерватория ALMA получила первые свидетельства того, что в раскаленных останках сверхновой 1987 года, которая находится в галактике Большое Магелланово облако, скрывается новорожденная нейтронная звезда. Две статьи с описанием этого открытия опубликовал Astrophysical Journal (1, 2).

"Мы были очень удивлены, что открыли теплое и очень плотное скопление из пыли в центральной части SN1987A. Его высокая температура говорила о том, что внутри облака есть некий объект, который нагревает пыль и заставляет ее светиться. По этой причине мы предположили, что внутри него скрывается нейтронная звезда", – прокомментировала результаты работы Микако Мацуура, один из авторов исследования, астрофизик из Кардиффского университета (Великобритания).

В феврале 1987 года Земли достиг свет от вспышки сверхновой, которая произошла на окраине туманности Тарантул в Большом Магеллановом облаке. Астрономы назвали ее SN1987A. Эта вспышка стала одной из первых сверхновых, за рождением которой ученые смогли проследить практически с самого начала ее взрыва.

Благодаря наблюдениям за SN1987A ученые впервые узнали, что происходит с останками сверхновой на разных этапах ее развития и проследить за распадом нестабильных элементов в ее газовопылевом "саване".

Несмотря на огромное количество информации, которую ученые получили в ходе этих наблюдений, астрономы почти ничего не знают о том, как расширяются остатки SN1987A и что точно скрывается внутри нее. Опираясь на вспышку нейтрино, которую зафиксировали в момент взрыва сверхновой, большинство астрофизиков предполагает, что внутри нее "прячется" нейтронная звезда. Однако до недавнего времени у ученых не было прямых доказательств этого.

Наблюдая с помощью мироковолнового телескопа ALMA за тем, как ведет себя пыль внутри остатков SN1987A, Мацуура и ее коллеги получили первые свидетельства такого рода. Этот прибор может следить за движением даже самых холодных и небольших частиц материи в далеких уголках космоса. Благодаря ему астрономы составили своеобразную "карту" остатков сверхновой.

Новорожденная нейтронная звезда

На периферии сверхновой, в той области, где ее ударная волна разогревает окружающее космическое пространство, ученые ожидали увидеть яркое кольцо из пыли. Однако на снимках с ALMA ученые увидели не только это периферийное кольцо из горячей материи, но и компактную сферу из очень теплой и плотной пыли в центре SN1987A.

Изначально, как отмечает Мацуура, астрономы сомневались в том, что обнаружили нейтронную звезду. Дело в том, что исходящее от нее излучение в радио- и других диапазонах не могло быть настолько сильным, чтобы разогреть космическую пыль и заставить ее светиться так сильно, как на то указывают данные ALMA.

Эту проблему помогли решить теоретики, которые просчитали, как много энергии будут вырабатывать новорожденные нейтронные звезды. Их расчеты показали, что поверхность юной нейтронной звезды должна быть достаточно горячей для того, чтобы прогреть окружающее ее облако пыли до тех температур, которые были измерены при помощи ALMA.

Исследователи отмечают, что окончательно подтвердить тот факт, что внутри SN1987A есть нейтронная звезда, можно будет только после того, как астрономы сделают первые прямые фотографии этого объекта. С другой стороны, поведение облака из пыли полностью соответствует предсказаниям теоретиков. Это говорит о том, что другие сценарии гибели голубого гиганта Sk-69 202, звезды-прародителя SN1987A, в том числе и формирование черной дыры на ее месте, вряд ли могут быть ближе к истине.

"Эта нейтронная звезда ведет себя ровно так, как мы и ожидали. Если бы на ее месте существовала черная дыра, мы не увидели бы вспышки нейтрино в 1987 году. Вдобавок в таком случае нам было бы сложно объяснить яркость этого скопления из пыли. Мы изучили все возможные сценарии и пришли к выводу, что горячая и молодая нейтронная звезда – наиболее правдоподобный кандидат на роль того, что скрывается в центре SN1987A", – подытожил еще один автор работы, астрофизик-теоретик и профессор университета Стоуни-Брук в Нью-Йорке (США) Джеймс Латтимер.