Пандемия COVID-19

Что за коронавирус "нового типа" нашли во Вьетнаме? Пора бежать за гречкой?

© AP Photo/Hau Dinh
27 июля вьетнамский Национальный координационный комитет по профилактике и контролю за распространением COVID-19 выпустил коммюнике, где говорится о заражениях "новым, более заразным типом" коронавируса. Эта новость звучит тревожно, но, скорее всего, из-за нее не стоит переживать

Что за вирус обнаружили во Вьетнаме, ясно не до конца. Правительственный новостной сайт VGP News, ссылаясь на исполняющего обязанности министра здравоохранения Вьетнама Нгуен Тхань Лонга, сообщил следующее: "Геномный анализ показал, что это новый тип COVID-19, более заразный". Из этого можно заключить, что речь о разновидности SARS-CoV-2, а не совершенно новом коронавирусе. Но действительно ли он легче передается от человека человеку — об этом судить труднее.

Еще в марте ученые из Китая объявили, что SARS-CoV-2 разделился на две генетически отличающиеся ветви, L и S, причем первая встречалась чаще. Тогда появилось предположение, что L-вариант более заразный. Но от этой догадки вскоре отказались: коронавирус совсем недавно перекинулся на людей — вероятно, это просто случайность, что S-вариант попадался реже.

Те варианты коронавируса отличались всего двумя "буквами" в геноме, где этих букв 30 тыс. Причина — в мутациях, а мутирует SARS-CoV-2 постоянно. Большинство этих изменений не влияет на свойства вируса, но проверить это не так-то просто.

В последнее время часто обсуждают мутацию D614G. Она меняет один аминокислотный "кирпичик" в шипе коронавируса, которым тот цепляется за человеческие клетки. Ученые показали, что вариант G614 более заразен в пробирке, чем D614. Также вариант G614 стал преобладать во многих странах мира. Наконец, у инфицированных этим вирусом людей находят больше вирусной РНК в мазках из горла и носа. Из-за этого можно предположить, что G614 заразнее, чем D614, и в обычных условиях.

Но эпидемиологи из Йельского, Гарвардского и Колумбийского университетов считают, что это поспешный вывод. Эксперименты в пробирке — это одно, а в обычных условиях все может быть иначе. Вариант G614 мог распространиться просто потому, что в Европе эпидемию сдерживали хуже, чем в Китае, а из Европы этот вирус попал в США, где тоже стал преобладающим. Что до мазков, то большая концентрация вирусной РНК в слизи не обязательно говорит о повышенной заразности. К тому же часто люди передают вирус до появления симптомов, а много ли вируса в носоглотке на этом этапе болезни, неизвестно.

Если мутация правда делает коронавирус заразнее, то его будет труднее сдерживать, но судить об этом рано. Зато уже сейчас видно, что зараженные этим вариантом SARS-CoV-2 болеют так же, а не тяжелее. Другие мутации SARS-CoV-2 так тщательно не проверяли, поэтому маловероятно, что вчерашняя новость связана с ними.

Возможно, именно вариант вируса G614 и обнаружили у больных во Вьетнаме. "Я спросил своего коллегу Марка Шуази, эпидемиолога, который работает во Вьетнаме. Они проанализировали геномы. Оказалось, что вирус в проверенных образцах принадлежит не к той кладе (ветви на генеалогическом древе — прим. ТАСС), что обычно встречается во Вьетнаме. Этот ближе к бангладешской", — рассказал в письме ТАСС эволюционный эколог, руководитель исследовательской группы в Университете Монпелье Самюэль Ализон.

Французский ученый не видел данные своего коллеги, но считает, что речь действительно может идти о мутации D614G. По его мнению, главное в новостях из Вьетнама другое. В этой стране за четыре месяца зарегистрировали всего чуть более 300 случаев COVID-19. Это выдающееся достижение, поэтому 15 новых больных, о которых сообщили накануне, выглядят тревожно.

29 июля Марк Шуази объяснил в письме ТАСС, что же случилось: "Я не анализировал геномы и не видел их. Хотя да, в кладе, которую недавно обнаружили во Вьетнаме, содержится мутация D614G. Но эта мутация была и в большинстве проверенных ранее образцов. Что касается возросшей заразности, на данный момент нет научных доказательств, чтобы это утверждать".

Марат Кузаев